ВОПРОС «Дня»
Что такое административный ресурс?Алексей КОСТУСЕВ , глава Антимонопольного комитета, «Трудовая Украина»
— По статистике, от 20% до 30% населения ориентируется на действующую власть и на то, что говорят во властных структурах. Очевидно, это и есть административный ресурс, но, наверное, не тот. Потому что определенный процент населения ориентируется на существующую власть, и поэтому слово, исходящее из уст представителя этой власти, обладает, большим влиянием и является важным в тот момент, когда люди отдают свои голоса на выборах. При этом данная часть населения исходит из такого принципа: существующее всегда лучше, чем перемены, которые могут привести к очередным социальным катаклизмам. И хотя административным фактором пренебрегать не стоит, я думаю, что его значение, все же преувеличивают. Безусловно, какое-то влияние админресурс будет оказывать, но не оно будет иметь решающее значение. Главным фактором будут выступать личные качества кандидата, его программа и то, что он уже успел конкретно сделать. Люди устали от обещаний кандидатов, в связи с этим они ориентируются на их предыдущую деятельность, исходя из которой у них возникает надежда, что данный кандидат сделает что-то позитивное и в будущем. Таким образом, личные качества кандидата и умение их продемонстрировать гораздо важнее, чем любой ресурс, в том числе и административный.
Владимир МАЛИНКОВИЧ, политолог, диссидент:
— Административный ресурс — это использование органами власти своих властных полномочий для достижения если не личных, то по крайней мере групповых целей, в частности политических, и использование во время выборов и предвыборной кампании возможностей административного аппарата как в центре, так и на местах. Кроме того, это использование административной власти на местах для того, чтобы провести те или иные мероприятия по улучшению жизненного уровня людей, живущих в этом регионе, под какую-то избирательную кампанию той или иной партии. С другой стороны, очень часто это будет не добросовестная организация избирательных комиссий, в которые подбирают определенным образом людей, служебно зависимых от администрации, а также недостаточно четкое соблюдение избирательных правил во время избирательной кампании. Здесь важно отметить такой очень серьезный фактор, как вбрасывание бюллетеней, который возможен только при условии, что руководство избирательной комиссии находится в зависимости от администрации того или иного региона. Более того, после вбрасывания бюллетеней возможна манипуляция ими. И наконец, административный ресурс — это использование средств массовой информации, как региональных, так и центральных, для агитации в пользу той или иной партии, в пользу того или иного кандидата. Более того, административный ресурс — это наличие тех структур, которые могут держать в страхе олигархов и которые могут для этого использоваться. Таким образом олигархические группы будут опасаться давления со стороны администрации и либо поддержат своими масс-медиа партию власти, либо, по крайней мере, не будут мешать этой партии власти, опасаясь преследования. Административный ресурс — это и использование аппарата власти для того, чтобы прекратить деятельность того или иного СМИ. Избирательность удара администрации зависит от тех, кто владеет административным ресурсом.
Левко ЛУКЬЯНЕНКО , УРП:
— Административный ресурс — это понятие, которое появилось в украинской политической терминологии совсем недавно. Этот термин выдумали для того, чтобы незаконные действия называть нейтральными научными словами. Административный ресурс — это фальсификация выборов исполнительной властью украинского государства. Это антидемократическое явление, ведь выборы предусматривают равенство возможностей каждого из кандидатов быть избранным на эту должность. Использование власти, т.е. административного ресурса, является крайне нелегальным, несправедливым явлением и превращает демократию в псевдодемократию, поэтому я категорически против использования власти во время избирательной кампании.
Олег РАФАЛЬСКИЙ , «Демократический союз»:
— Это понятие имеет два смысла. В одном из них, к сожалению, наиболее распространенному, «административный ресурс» рассматривается как способность представителей власти незаконно влиять на волеизъявление граждан во время избирательной кампании и в день выборов в пользу определенной партии или кандидата. Безусловно, «Демсоюз» категорически отрицает такие методы ведения «политической» борьбы. В другом смысле — это способность той или иной партии таким образом построить вертикаль своих структур, с тем чтобы обеспечить ей четкость и слаженность в работе, влияние на общественное мнение и ответственность представителей партии, занимающих властные должности, перед членами партии и избирателями. Именно так стремится работать «Демсоюз».
Емил ЛАНДОВСКИЙ, политолог, кандидат исторических наук (Ужгород):
— Административный ресурс — это все работники областных, районных, городских администраций, которых используют в исполнении того или иного задания. Это может быть как позитив, так и негатив, смотря какую именно задачу необходимо решить. В качестве примера позитивного действия админресурса можно назвать ликвидацию последствий наводнения в Закарпатье. То есть фактически принимается решение, которое потом осуществляется по вертикали, сверху вниз. Но у нас традиционно сложилось так, что административный ресурс именно с этой стороны не интерпретируется. Поэтому наиболее актуальный, конечно же, сейчас вопрос об использовании админресурса во время предвыборной кампании. Чтобы ограничить доступ к админресурсу своего политического конкурента, политические партии должны осуществлять контроль над ним, то есть проводить контроль над набором членов избирательной комиссии, задействовать администрации, которые имеют влияние на процесс прохождения выборов и т. п. Админресурс самоликвидировался бы, если выборы проходили только по партийным спискам, именно тогда он не мог бы быть задействованным. Но поскольку выборы скорее всего пройдут по старой смешанной системе, то из этого следует, что админресурс будет активно использоваться.
Выпуск газеты №:
№141, (2001)Section
Панорама «Дня»