Перейти к основному содержанию

ВОПРОС «Дня»

Какие последствия — политические, экономические, социальные — можно прогнозировать вследствие отставки правительства Виктора Ющенко?
27 апреля, 00:00

Виктор ЯНУКОВИЧ, глава Донецкой облгосадминистрации:

— Я думаю, что особых проблем в связи с отставкой правительства у нас не возникнет. Экономика работала и будет работать. Тем более что правительство наш регион не очень жаловало и, как известно, даже не приехало сюда на давно запланированное выездное заседание, где мы собирались подвести итоги работы по программе, утвержденной Кабинетом Министров. Так что нам не о чем сожалеть по поводу отставки этого правительства. Я не знаю, кто возглавит следующее, но думаю, что это должен быть практик, с большим кругозором, человек не поверхностный, глубокий, хорошо знающий реальную экономику и способный конкретно ею заниматься. Популистскими вопросами правительство не должно заниматься. Слава Богу, сегодня у нас в регионе нет политических страстей, и у нас есть возможность заниматься промышленностью и экономикой вообще. Я бы хотел, чтобы такая обстановка преобладала и на уровне всего государства.

Виктор НАЙДЕНОВ, доктор экономических наук:

— При любой смене правительства экономическое положение в стране на какое-то время ухудшается — безразлично, Ющенко это или кто-то другой. Но Ющенко наделал столько принципиальных ошибок, что положение ухудшится независимо от того, уйдет он в отставку или нет. Эта противоречивая ситуация объясняется тем, что начавшееся в экономике оживление никакого отношения к деятельности этого правительства не имеет — можно даже сказать, что оно сложилось вопреки его воле. Хочу напомнить, что оживление начало развиваться во второй половине 1999 года и было вызвано тем, что после финансового кризиса 1998 начала 1999 года уменьшился импорт, и в результате улучшения внешней конъюнктуры стал увеличиваться экспорт, в частности металлургический. Экономика пополнилась деньгами, а чем больше денег, тем более вероятно оживление. Как раз против этого всегда выступал премьер, его вина в том, что с 1995 года он держал экономику «под колпаком» денежного дефицита. В 1999 году, еще до прихода Ющенко, начали складываться благоприятные условия для оживления экономики. Однако с самого начала своего правления Ющенко инициировал отмену нулевых ставок на НДС на электроэнергию, уголь, импортный газ и т.д. Это был механизм, который запустил рост цен. Поэтому уйдет Ющенко или нет, все равно ухудшения не избежать.

Как отреагирует рынок на отставку правительства? На фондовом рынке это никак не отразится, потому что там никакой активности нет и он практически ни на что не влияет. Валютный рынок, возможно, испытает небольшие колебания, но это временные перипетии, всплески, которые ничего не определяют. Валютная ситуация может ухудшиться, поскольку растут цены, и, следовательно, нарастает расхождение между валютным курсом и инфляцией. Это тоже вина нынешнего правительства. Ющенко заложил «мины», и если теперь они начнут взрываться, это даст повод говорить о «последствиях» смены правительства.

Виталий МАРГУЛИС, генеральный директор ассоциации «Укрконсалтинг»:

— Любая нестабильность политического характера достаточно быстро сказывается на ситуации, мгновенно отражаясь на фондовом рынке. Так что могу предсказать в связи с отставкой КМ и снижение курса акций украинских предприятий, и некоторое падение курса гривни. В этом случае практически даже не бывает каких-либо вариаций. Не будет иметь принципиального значения и неразвитость украинского фондового рынка. Переполох и неопределенность свое слово тут скажут. Плохо то, что среди нашего политикума, активно обсуждавшего накануне последних событий варианты образования нового правительства, достойных кандидатов не видно. Это относится и к Сергею Тигипко, которого многие прочат на должность премьера.

Сергей ТЕЛЕШУН, президент Украинского благотворительного фонда «Содружество»:

— Сегодняшнее большинство представляет собой совокупность политико-экономических интересов. И я не вижу ничего специфического в том, что интересы групп правого, центристского, левоцентристского и левого направления сегодня, так или иначе, совпали. Если одна часть выступила против, исходя из своих идеологических и политических убеждений, то вторая часть выступила против правительства, не воспринимая его как партнера, то есть субъекта в сфере экономики. Дальше все будет зависеть от того, удастся ли этому ситуативному большинству договориться по персоналиям, по составу Кабинета Министров, его перспективам.

Перспектива Ющенко-оппозиционера будет зависеть от того, сможет ли он аккумулировать идею правого фланга. Если ему это удастся, он останется в памяти людей фигурой, консолидирующей правый фланг. Вопрос в другом — может ли он им быть? Ведь для этого необходим интеллектуальный, организационный и финансовый капитал. Часть правых, компромиссных, будут искать общения с властью, и если власть не глупа, то она и сама предложит что-то правым партиям, которые находятся в оппозиции, с целью создания правительства, имеющего большинство и возможность реально влиять на ситуацию.

Александр ДЕРГАЧЕВ, политолог, главный редактор журнала «Політична думка»:

— Украина вступает в новый этап политических процессов и в новый этап политического кризиса. Президент потерял в своих неформальных возможностях влияния на ситуацию, которые были основными. В то же время за ним остается полный блок конституционных полномочий. И очень важно, как он воспользуется ими и на каком преемнике для Ющенко остановит свой выбор. Очевидно, что во власти сегодня участвуют две силы: армия украинских бюрократов и олигархические структуры. Они частично конкурируют, а частично взаимосвязаны. Главным же сегодня является мотив сохранения этой конструкции власти в целом. В ближайшие же дни оформится ее возможная конфигурация, когда мы получим новую расстановку сил как в исполнительной власти, так и в парламенте. Наиболее вероятен компромисс между высшей бюрократией, которой Президент по-прежнему управляет и олигархами или частью олигархов, наиболее приближенных к главе государства. Этот компромисс будет означать начало переходного этапа. Сейчас вопрос в том, будет ли он растянут до следующих выборов. Или же мы будем вынуждены участвовать или быть свидетелями политической борьбы на еще более раннем этапе. Все это будет зависеть от того, насколько разумным будет компромисс и насколько разумной будет политика. Демократическая оппозиция не участвует в комбинациях и не вписывается в компромисс, в силу чего она будет вынуждена отстаивать свои интересы другими силами. В парламенте таковые весьма ограничены, улица — недостаточно приемлемый вариант для нее. Я думаю, что Президенту будет трудно вернуть себе доверие, он частично может вернуть себе управление ситуацией через новых лидеров правительства, как, например, Горбулин или Азаров. Очевидно, что правительство будет коалиционным, однако не в демократическом смысле. То есть не правительством, где представлены основные политические силы, имеющие мандат от общества. Оно будет коалиционным именно в олигархо-бюрократическом смысле, где будут представлены несколько игроков. В любом случае — это временная комбинация, и нам надо ожидать реакции общества, нового соотношения сил после прояснения ситуации. Однако главным, очевидно, будет подготовка к выборам. И поэтому стабильность будет торжествовать над демократией как таковой. Сейчас будут преобладать временные непубличные схемы распределения полномочий между Президентом и его администрацией, правительством и парламентом.

Владимир ФЕСЕНКО, политолог (Харьков):

— Я бы сейчас не стал прогнозировать, скажем так, эффективность успешного прохождения какой-то конкретной кандидатуры на пост премьера. Я думаю, что сейчас свободен целый ряд кандидатур. Они озвучивались. Это и Сергей Тигипко, и Николай Азаров, и Александр Омельченко, российские комментаторы сегодня назвали кандидатуру Владимира Горбулина и т.д. Самая главная проблема, пожалуй, даже не в кандидатуре. Учитывая достаточно существенную противоположность интересов коммунистов и олигархических партий, создать устойчивое большинство в пользу избрания того или иного кандидата будет очень непросто. И возможна патовая ситуация, то есть своего рода «премьериада» (по аналогу с известной «спикериадой»), которая тоже может затянуться месяца на два. Вот это первая проблема. Вторая проблема — реконфигурация в стане экс-большинства. Ясно, что сейчас сторонники Ющенко уйдут в своего рода мини-оппозицию, и в Верховной Раде так или иначе сложится некая новая политическая конфигурация. О том, во что она выльется и как это повлияет на политические процессы, пока очень сложно говорить. Я думаю, что начнут выстраиваться политические комбинации уже под следующие выборы. И, в конечном итоге, по моему мнению, все будет решать действие двух факторов. Это, прежде всего, мнение и давление Президента (я думаю, что попытаются со стороны Администрации Президента в какой-то степени если не расколоть вот ту «правицю», которая под Ющенко формируется, то сделать хотя бы часть этой «правиці» лояльной, компромиссной по отношению к кандидатуре потенциального премьер-министра). А второй фактор — это коммунисты. И вот тут возможны самые разные политические игры, которые просто невозможно сейчас прогнозировать, потому что тут очень много скрытых подводных течений. Поэтому я думаю, что это будет очень сложная ситуация. Не исключено, что это затянется надолго, месяца на два.

Что же касается самого Ющенко, то он в нынешней ситуации может оказаться заложником интересов национальных демократов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать