ВОПРОС «Дня»
Михаил ПОГРЕБИНСКИЙ, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:
— Обсуждение перспектив изменения административно- территориального устройства страны стимулировали дискуссии вокруг введения в Украине двухпалатного парламента и представительства регионов в нем. Внимание к этим вопросам, безусловно, оправданно. Но при этом хотелось бы, чтобы оно вышло за рамки административно создаваемых комиссий и стало предметом широкого обсуждения в обществе.
Хотя я считаю, что сейчас с этой реформой торопиться не стоит: мы находимся на этапе реформирования политической и экономической системы и если сейчас совершить какие-то резкие шаги, то можно утратить даже тот уровень управляемости, который есть сегодня. В то же время я не сомневаюсь в том, что это проблема недалекого будущего.
В вопросе изменения административно-территориального устройства страны есть частные проблемы, которые связаны с неурегулированностью отношений на уровне местных, сельских, поселковых властей. Они сохранились до сих пор во многом из-за того, что принятые законы о местном самоуправлении и о госадминистрациях были несовершенными и нормально не работали. Здесь пошли по пути укрепления вертикали исполнительной власти, а проблема местного самоуправления была отодвинута на другой план; теперь она выходит вперед. Но эти проблемы все же можно относительно быстро и безболезненно урегулировать. А на проблему административно-территориального устройства страны так или иначе придется смотреть в более широком контексте, в том числе, в контексте земельного устройства страны.
Я не вижу в этой сфере каких-то острых политических проблем. Есть одна тема, которая связана с этой реформой — конфликт между руководителями крупных городов и центром по межбюджетным отношениям. Линия конфликтного напряжения «мэр — представитель администрации президента» существует постоянно. Правда, в последнее время Администрации Президента «кадровым путем» более-менее удается сглаживать эти противостояния: младший начальник подчиняется старшему. Конечно, это не соответствует тому идеалу, к которому собирается двигаться страна — в смысле правого регулирования этих проблем. Поэтому необходим рывок в административной реформе.
Если бы Украина пошла путем прямого объединения областей раньше, то это начинание закончилось бы, скорее всего, не очень хорошо. А сейчас уже приобретен опыт, который позволяет предупредить возможные промахи. Поэтому я думаю, что здесь не будет никаких революционных изменений, система областей сохраниться еще достаточно долго. Система отношений между органами местного самоуправления и администрациями будет организована в правовом, цивилизованном отношении. Именно в этом направлении и будут развиваться события на первом этапе. Потом будут готовиться условия для укрупнения административно-территориальных единиц. И в конце-концов, все придет к тому, что будут более крупные территориальные единицы, у которых будут и выборные органы местного самоуправления («земельные парламенты», наподобие крымского), и сильные представители Президента — так, как это сейчас в России сделал Путин.
Выпуск газеты №:
№148, (2000)Section
Панорама «Дня»