ВОПРОС «Дня»
— За что мы любим Михаила Михайловича Жванецкого?Евгений МАРЧУК, министр обороны Украины:
— Михаил Михайлович Жванецкий — неисчерпаемая личность. Его юмористические миниатюры — это, по-сути, философские этюды, при чем в большинстве случаев драматические, нежели юмористические. Он как-то раз сказал, что дети на его спектаклях плачут (когда взрослые смеются), потому что дети чувствуют подтекст... Он очень тонкий юморист, требующий, чтобы читатель или зритель настраивался на его волну и был достаточно образованным, чтобы полноценно воспринимать его тексты. Философ жизни, микроскопически точный в деталях, он, вместе с тем, очень высоко может подняться над будничностью и сделать такие обобщения, которые никаким научным аналитикам не под силу, или же они делают это очень нудно на сотнях трудных для прочтения страниц. К тому же он настоящий патриот, даже фанатик Одессы. И где бы он не жил и не работал, он остается одесситом по духу, причем одесситом в своем отношении к этому городу элитным. И в этом — его своеобразный шарм, он тонко чувствуется в его произведениях. Есть у него и еще одна очень симпатичная мне черта — смелость. Он всегда был Жванецким: в советские времена, когда были прямые и скрытые цензуры, сегодня — когда цензуры нет никакой. Возьмите его шеститомник, и вы не заметите, где в его творчестве закончится советский период, а где начнутся годы независимости. Он смело берется за темы, которые неподвластны пока что другим художникам слова. От других юмористов, например, он отличается категорически. У Жванецкого нет «пустого смеха», его юмор интеллектуальный, построенный на парадоксах. Временами не все в зале могут смеяться над его шуткой. И на своих спектаклях Жванецкий, понимая, что он запускает сложный парадокс, делает маленькую паузу (на секунд 5—10) и ждет, пока сказанное дойдет до зала, пока оно обработается в головах зрителей. И действительно — через 5—10 секунд зал начинает хохотать. Этим приемом он владеет очень мастерски.
О Михаиле Михайловиче можно говорить очень много. Я лично знаком с ним, и наши встречи для меня очень интересны. При чем мы же не говорим о литературе, делах, а в большей степени — об обычных светских проблемах. И он во всем острый, тонкий, пронзительно точный в деталях. Он такой и в жизни — с элементами парадоксального мышления, своеобразного юмора, в котором всегда звучит оптимизм.
Наталья ЛАВРИНЕНКО, старший научный сотрудник Института социологии НАН Украины, кандидат философских наук:
— Мы, социологи, любим Михаила Жванецкого за социологическое мышление. Он был, может быть, одним из первых юмористов, который настолько точно, объективно проанализировал ту социальную реальность, в которой мы все жили. И если профессиональные социологи в советский период были заангажированы (в смысле марксистской идеологии), то Михаил Жванецкий, как интуитивно ощущающий окружающую действительность писатель, эту социальную реальность смог схватить, отобразить и преподать в очень доступной, юмористичной форме.
Юрий ШАПОВАЛ, доктор исторических наук, профессор:
— Лично я люблю Михаила Михайловича Жванецкого за то чувство меры и осознание собственной роли и места, которое у него есть и которого нет или которого не хватает многим современным юмористам. А вообще-то особенно я его люблю за две замечательные фразы. Первая: «Наша свобода напоминает мне светофор, у которого горят все три огня сразу». И вторая: «Что такое секс в шестьдесят лет? Все то же самое, только испуг в ее глазах». Желаю крепкого здоровья Михаилу Михайловичу и всем нам!
Кирилл ВЫШИНСКИЙ , шеф-редактор службы информации ICTV:
— Я думаю, что мы любим Жванецкого за то, что он — последний певец советской жизни. Пусть он «воспевал» советские реалии и в уничижительном смысле, но это человек, который, даже живя в тех кризисных условиях, умел находить в этом советском абсурде прелестные и смешные вещи. Увы, после того, как распался Советский Союз, он из сатирика превратился в философа. Наверное, и за это мы его тоже любим, поскольку в сегодняшней бурно меняющейся жизни все мы, наверно, — немножко философы. Еще, конечно, мы любим его за потрясающий оптимизм. Даже в жестких советских условиях он всегда его в нас вселял. Пожалуй, творчество Жванецкого — это единственное, что сейчас нам позволяет с юмором вспомнить наше прошлое. Ничего более смешного в своем прошлом, чем воспоминания через призму текстов Жванецкого, я никогда, наверно, найти не смогу. «Заседание на ликеро-водочном заводе» и «Ребята, кто сшил костюм?» — это, пожалуй, самое смешное из того, что я сейчас могу вспомнить. Для нас, бывших советских людей, Жванецкий — это и есть тот самый человек, который помог нам расстаться с нашим прошлым, смеясь.
Игорь ЛИХУТА, продюсер:
— Я вырос на произведениях Михаила Жванецкого, чье творчество меня восхищает и сейчас. Помню и при случае использую его меткие изречения, например: «В жизни каждого мужчины наступает возраст, когда он боится согласия женщины больше, чем ее отказа». Благодаря Михаилу Жванецкому во всех уголках — в странах СНГ и дальнего зарубежья знают об Одессе, городе, не похожем ни на какой другой. Потому что существует даже отдельное понятие «одесский юмор». Так что Жванецкий — украинский сатирик, многое впитавший с земли своего рождения, а теперь рассказывает.
Выпуск газеты №:
№41, (2004)Section
Панорама «Дня»