Перейти к основному содержанию

ВОПРОС «Дня»

Украинство и армия: какие ассоциации вызывает у вас сочетание этих понятий?
06 декабря, 00:00

Валерий СТЕПАНКОВ, доктор исторических наук, профессор Каменец-Подольского университета:

— Главным в этот день моментом, на мой взгляд, следует считать такой факт: государство дожило до того времени, когда может праздновать не просто День Вооруженных сил, а День Вооруженных сил Украины. Еще один вывод, который напрашивается именно в этот день, — к сожалению, так случилось, что мы до сих пор не в полной мере осознаем важность роли армии. Поскольку Украине пришлось в течение сотен лет бороться за независимость, то милитарный фактор во все времена брался во внимание. И в этом отношении у нас славные традиции, хотя и население также в различных формах вело борьбу. То, что в данный момент мы недооцениваем значение воспитания уважения и любви к армии у разных слоев общества к своей армии, — очень ошибочный аспект. Чувство патриотизма — а вышесказанное имеет к его наличию или отсутствию в обществе непосредственное отношение — формируется только в определенном пространстве. В том числе — и информационном. У нас этот процесс сегодня носил только фрагментарный характер: мало, например, просветительских программ на эту тему, исторических экскурсов в военное прошлое, мы не обращали внимания на основные аспекты жизни и роль вооруженных сил. И это, в первую очередь, — прямой путь к мифотворчеству. Я не утверждаю, что в армейских рядах нет всех тех, нередко постыдных, фактах, о которых время от времени пишет пресса. Однако разъяснительной работы, работы по созданию имиджа, повторюсь, мало.

Эта концепция вообще должна родиться в «верхах», стать общенациональной программой. В известной степени это будет содействовать и ускорению процесса реформации: мы даже об этом нюансе были мало информированы. Хотя, конечно, создание боеспособной армии без соответствующего финансирования такой программы — нонсенс. Я полностью согласен с мнением нынешнего министра обороны Евгения Марчука о том, что страна выделяла мало средств на оборонные цели. И сегодняшнее существенное увеличение оборонного бюджета — большой прогресс, хотя нашей армии этого тоже мало. Для сравнения: если сегодня украинская «оборонка» получила 676 млн., то у соседей, в России, — это 65млрд. И очень хорошо, что в последнее время о необходимости реформы заговорили в полный голос: о каких интеграционных процессах может говорить та страна, солдатам которой до недавнего времени не хватало средств на военную форму?

Евгения СОХАЦКАЯ, декан факультета украинской филологии Каменец- Подольского государственного университета:

— Украинская армия, как мне кажется, должна иметь национальное лицо и базироваться на национальных традициях. Мы можем гордиться, что есть такая дата — 6 декабря, День Вооруженных сил Украины, что атрибуты войска украинского — желто-голубой флаг, трезуб. Украинская армия имеет выучку европейского уровня. Ведь ее представители достойно выполняют миротворческую миссию в Ираке, других горячих точках планеты. Мы горды, что министр Евгений Марчук — гражданский человек, свободно владеющий украинским языком, человек высокого интеллекта, достойно представляет Украину в мире.

Как по мне, День защитника, который отмечается 23 февраля, нужно упразднить. Потому что мы продолжаем поздравлять мужчин в этот день, как женщин — 8 марта. Пора прекратить эту совковую традицию. И второе: хотела бы, чтобы армия была профессиональной. Потому что не у всех ребят, которых «берут» на службу, соответствующая физическая подготовка. Но это, наверное, связано с социальными неурядицами, донимающими наше государство. Надеюсь, все командиры возьмут пример со своего министра — в совершенстве выучат украинский язык. И еще: жизнь армии должна быть прозрачной, нужно обеспечить связь армии и народа.

Анатолий ГУЦАЛ, первый заместитель директора Национального института проблем международной безопасности:

— Казачество всегда было популярным в украинском обществе. Козаки в сознании народа выступали в роли защитников веры, защитников его интересов. Для крестьян казачество было даже чем-то большим, чем защитой, это был своеобразный выход в мир. И в этой части армия выступала как некий носитель нового. Кроме того, она была носителем функции государственности. Если взять нынешнее время, мы увидим, что традиции возрождаются. Сегодня армия выполняет, пожалуй, ведущую роль в представлении Украины на международной арене, в формировании ее положительного международного имиджа.

Владимир ВОЙТЕНКО, профессор:

— Я хотел бы остановиться на нескольких моментах — личностных, исторически-ретроспективных и, скажем так, перспективных. Что касается личностных мотивов, то мне, как и каждому офицеру медицинской службы, пришлось и служить немного в «доблестной советской армии», и сдавать соответствующие экзамены... Что я видел? То, что видели все: в армии того образца возможно было все — от героизма до идиотизма. Особенность ситуации заключалась вот в чем: на случай войны всеобщая воинская обязанность — это то, что, безусловно, было необходимо. Но если государство не находилось в состоянии войны, армия не вела военных действий, если речь шла о нормальной военной подготовке, нормальной гражданской жизни, то всеобщая воинская обязанность превращалась только во всеобщую воинскую повинность. И труд, потенциал, в конце концов, время молодых людей, которых призывали в ряды Вооруженных сил, использовались так, как того хотели высшие военачальники, которые не всегда, скажем так, осознавали, какую власть они имели над людьми, и как этой властью следовало распорядиться. Поэтому, как мне кажется, сегодняшний курс на создание профессиональной украинской армии является залогом ее боеспособности и высокой моральной стойкости. У этого направления, на мой взгляд, нет альтернативы.

Что касается исторических аспектов: наибольшей трагедией Украинской народной республики была ее неспособность дать отпор. Пацифизм и социализм Грушевского, Винниченко и тех, кто разделял их взгляды, привел к тому, что УНР не могла себя защитить. Это был драматичный момент, когда Вячеслав Липинский — один из теоретиков и практиков борьбы за украинскую независимость — предложил за собственные средства создать в Полтаве кавалерийский полк (он был офицером царской армии), а ему в этом отказали! Чем это закончилось? Крутами — одной из самых трагических, а в определенном смысле и позорных страниц истории борьбы украинства за свою независимость.

Наконец — о нынешней армии и присутствии в ней национальной украинской идеи. Конечно, армия нам очень нужна — во-первых, как реальная вооруженная сила. А во-вторых — как символ независимости, как фактор, создающий один из мифов, на котором держится отношение широкой общественности к проблеме нашего суверенитета. Это абсолютно точно, на мой взгляд. С другой стороны, вполне понятно и то, что у нас должна быть такая армия, которую нам позволяет иметь наше экономическое положение, и в этих рамках она должна быть дееспособной. То есть она должна быть небольшой. Вскоре после Скныливских событий «День» напечатал мою статью под названием «Что нам делать с Вооруженными силами Украины?». Я говорил то, что очевидно для всех, кто со стороны смотрит на армию, не углубляясь в ее внутренние проблемы. Армия должна действовать, должна вооружаться, в том числе и морально и психологически, исходя из трех системных принципов: РСК — реорганизация, сокращение и контракт. Не буду останавливаться на каждой из этих позиций, потому что вижу сегодня, что новый министр обороны Евгений Марчук делает именно то, что диктуется системными принципами, а не есть метанием в разные стороны. Я также одобряю инициативы по отправке наших миротворческих контингентов, в частности, на Балканы, в Ирак, а также в Либерию, — это лучший метод профессиональной подготовки наших военных в условиях, приближенных к жизни с ее реальными нуждами. Небольшая, мобильная, профессиональная, готовая ко всему армия — та армия, которой мы гордимся — должна быть одной из перспектив создания нашего действительно независимого внешне- и внутригосударственного статуса.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать