Перейти к основному содержанию

ВОПРОС «Дня»

Как вы оцениваете деятельность правительства в этом году?
29 июля, 00:00
Как вы оцениваете деятельность правительства в этом году?

Василий ХАРА, народный депутат Украины, председатель комитета ВР по вопросам социальной политики и труда:

— Если вспомнить опыт работы нашего комитета с предыдущими правительствами и провести сравнение с сегодняшним днем, то первые шаги правительства Януковича и достигнутые договоренности на перспективу обнадеживают. Поэтому высказывать претензии к социальной политике правительства было бы не совсем этично. Например, правительство согласилось установить с января 2003 года минимальную заработную плату на уровне 185 гривен. В соответствии с Конституцией минимальная зарплата должна быть не ниже прожиточного минимума, однако пока тут значительное отставание. С предыдущим правительством мы долго не могли решить этот вопрос. А с нынешним нашли общий язык: правительство обязалось при формировании минимальной зарплаты на 2004 год предложить парламенту схему постепенного приближения зарплаты и социальных выплат до уровня прожиточного минимума.

Трудно однозначно сказать, могло ли правительство предвидеть ситуацию на продовольственном рынке. Когда мы говорим о Кабмине, то чаще всего подразумеваем его верхний слой — премьер, вице-премьеры, министры. Я бы рассматривал эту структуру иначе: Кабмин начинается с премьер-министра и заканчивается управлением в городах и районах. Если брать этот вертикальный срез, то случившегося можно было избежать. Вина многих, находящихся «внизу», определена: кто-то хотел нагреть руки, кто-то — «подставить» правительство. Я убежден, что это искусственное, хорошо срежиссированное мероприятие.

Алексей ПЛОТНИКОВ, доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом международных валютно-финансовых отношений Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины:

— В целом я позитивно оцениваю деятельность правительства за семь месяцев. Особенно с учетом того, что впервые за годы независимости был выполнен бюджет первого полугодия, а экономический рост превысил расчетные показатели. Что касается недочетов, то, конечно, Кабмину следовало не допускать обострения ситуации на продовольственном рынке. Хотя большую часть вины должно взять на себя предыдущее правительство, наполнявшее зерном госрезерв. Есть у правительства хорошие подвижки на международной арене: идет процесс исключения Украины из «черного списка» FATF, улучшаются наши рейтинги, присваиваемые международными рейтинговыми агентствами.

Андрей СМЕНКОВСКИЙ, вице-президент Центра антикризисных исследований:

— Главный положительный момент в деятельности правительства: оно не мешало экономическому росту. Более того, ему удалось обеспечить более высокие, чем в прошлом году, темпы прироста ВВП. С другой стороны, трудно считать это исключительно заслугой правительства — скорее всего, проявилась инерционная динамика прошлых лет. А основной негативный момент связан с тем, что правительству не удалось создать систему предупреждения критической ситуации на рынке сельскохозяйственной продукции. В результате в последнее время наблюдается дестабилизация цен на продукты питания. Еще хотел бы обратить внимание на неудовлетворительный ход подготовки топливно-энергетического комплекса к зиме: как бы тут снова не повторилась ситуация, когда принимать меры уже приходится «по факту». Что касается единого 13-процентного налога на физических лиц, то совершенно очевидно, что какие- либо экономические расчеты под это новшество не делались, это больше политический шаг. Поэтому остается открытым вопрос, каким образом будут компенсированы потери бюджета. По многим оценкам, они могут достигнуть 2—2,5 миллиарда гривен.

Николай ГЕОРГИЕВСКИЙ, председатель правления ЗАО «Энран», уполномоченный по вопросам защиты прав предпринимателей Киева:

— На уровне бизнеса каких-либо существенных изменений как в лучшую, так и в худшую сторону в этом году пока не было, что само по себе — позитивный фактор. Самое заметное явление — установление единой ставки налога на доходы физических лиц. На протяжении многих лет налоговая система, несмотря на постоянные призывы к ее пересмотру, не изменялась. И вот сделан первый шаг. В России он привел к резкому увеличению поступлений в бюджет — будем надеяться на такой же эффект у нас. Продовольственный кризис: тут я бы не стал делать козлом отпущения одно только правительство. Тем более, что каких-либо серьезных просчетов в его деятельности я пока не нахожу. А всплеск цен возникает всегда в предкризисный период — то ли это перебои с зерном, то ли с горючим. Если правительство, повышая зарплату, уверено, что необходимые ресурсы в бюджете есть, то почему бы не поднять оплату труда? Другое дело, если это будет делаться за счет усиления фискальной функции — тогда бизнес будет против. Как предприниматель, я остро заинтересован в том, чтобы население зарабатывало больше. Потому что наш бизнес прежде всего работает на внутреннем рынке, и покупательная способность населения является залогом его роста.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать