ВОПРОС «Дня»
Какими должны быть первые решения нового правительства?Елена ЧУЖИКОВА , обозреватель газеты «Днепровская правда» (Днепропетровск):
— Главная задача, которая стоит перед новым правительством Украины — выполнить предвыборную программу Виктора Януковича. Звучит это странно, но для того, чтобы победить на президентских выборах и завоевать доверие избирателей, бывший премьер своими обещаниями так высоко поднял планку социальных ожиданий, что игнорировать их команде Виктора Ющенко уже нельзя.
Например, с помощью «адресной помощи» он в два раза повысил пенсионные выплаты. Теперь бывшим соперникам В. Януковича ничего не остается, как найти источники финансирования для настоящего повышения пенсий. Новому правительству проще поднять цены, чем лишить пенсионеров надбавок, сделанных прежним премьером. В преддверии парламентских выборов В.Ющенко и его команде лучше не шутить с огнем.
Не менее «взрывоопасны» для них и другие предвыборные инициативы В. Януковича. Например, его обещание погасить долги перед бывшими вкладчиками Сбербанка СССР путем их зачета в уплату за коммунальные услуги. Избирателям настолько понравилась эта идея, что многие тут же прекратили платить за отопление, воду и газ, повергнув в шок коммунальщиков. Теперь у отстраненного от власти В. Януковича есть оправдательная причина, а сторонники В. Ющенко, ведущие разговоры о необходимом увеличении коммунальных тарифов, рискуют попасть в весьма щекотливое положение.
Есть и другие «ноу-хау» В. Януковича, которые имели отклик у избирателей: выплата безнадежных задолженностей по зарплате на шахтах, промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве, значительное увеличение зарплат бюджетникам, восстановление льгот военнослужащим и так далее. Как бы там ни было, но новому правительству Украины в течение года, что остался до выборов в Верховную Раду, придется не только считаться с социальным наследием В. Януковича, но и принимать какие-то решения, чтобы перехватить в этой сфере инициативу. Сделать это будет непросто, особенно без риска еще больше разбалансировать госбюджет. Таким образом, новой оппозиции и персонально В. Януковичу будет очень удобно критиковать социальную политику правительства.
Александр ЛИТВИНЕНКО , первый заместитель директора Национального института стратегических исследований:
— Первым решением нового правительства должны стать подготовка и внесение изменений в бюджет этого года. И Президент Украины, и представители нынешних провластных политических сил акцентировали на необходимости коррекции этого бюджета в соответствии со своими программными установками. Вторая важнейшая задача — это реальное проведение административной реформы. Третье задание связано с административной реформой — это необходимость принятия реальных шагов на отделение бизнеса от государства, уменьшение уровня тенизации экономики и борьбы с коррупцией. Причем следует исходить из того, что коррупция в принципе не может быть уничтожена, поэтому необходимо создать такие условия, чтобы совершение коррупционных действий было не необходимостью, не нормой для чиновника, а вопросом выбора.
Виктория ПОДГОРНАЯ , директор Центра социально- политического проектирования:
— Задачи, которые стоят перед новым Кабинетом Министров, особенно если Юлии Тимошенко как кандидату в премьеры удастся набрать необходимое количество голосов в парламенте (на мой взгляд, вероятность такого исхода событий высока), очень масштабны и ранее не стояли ни перед одним правительством. Для того, чтобы их решить, необходимо — и это первая задача — внести коррективы в структуру Кабинета Министров. То есть, начать процесс реформирования институтов власти, которые никогда не были эффективны и никогда не были ответственны перед своими избирателями.
Вторая задача связана с исполнением того пакета социальных обязательств, который взял на себя новый Президент и Юлия Владимировна в том числе. Это демонополизация рынка, которая может принести дополнительные доходы в бюджет. И связанная с этим значительная коррекция бюджета. Самая главная проблема украинского рынка — это наличие очень крупных монополий по принципу «одна отрасль — одна корпоративная группа». Что не является хорошим стимулом для развития экономики, хотя является стимулом для ее стабильности. Поэтому Юлии Владимировне нужно будет решить двойную задачу — не разрушить эту стабильность и в то же время добиться того, чтобы появились равные, более прозрачные правила для всех представителей бизнес-структур. Задача создания честных правил игры на рынке — это как раз третья, системная, задача. Она будет связана с внесением изменений не только на уровне бюджета в том смысле, что бюджет будет откорректирован в логике отмены дополнительных льгот и преференций отдельным группам бизнеса, особенно крупным. Причем не только «не своим» — принцип олигархической целесообразности в данном случае не самый уместный.
Алексей МАЦУКА , политолог (Донецк):
— Среди наиболее важных решений правительства, вероятно, будет решение о приватизации, в частности, пересмотр и формирование новых условий. Но здесь все будет зависеть от своеобразной силы тех личностей, которые при режиме Кучмы все-таки стали приватизаторами. То есть все будет зависеть от намерения оставить за собой приватизированный кусок, и соответственно, чем выше будет уровень намерения, тем жестче будет борьба за свою собственность. Возможно, это один из шагов, которые приведут к тайной реприватизации, которая выльется в поборы со стороны правительства для погашения потраченных на выборы средств. Следующим шагом Юлии Владимировны может стать угольная отрасль и продолжение создания собственного имиджа — борца за справедливость. Этот образ Тимошенко очень идет, и она прекрасно понимает, что он эффективно сыграет на парламентских выборах 2006 года. В частности, в угольной отрасли могут наметиться некоторые изменения в плане переориентации шахт и всей отрасли, что вызовет протесты со стороны как собственников шахт, так и самих рабочих. Здесь Тимошенко должна пройти как по лезвию — очень осторожно, чтобы никого не поранить и самой остаться в выигрышном положении. Помимо угля и объектов приватизации, «оранжевая принцесса», вероятно, займется энергетической отраслью, которой также коснутся перемены. На ближайшую перспективу Тимошенко должна решить проблемы, связанные с сельским хозяйством. Тем более она сама обещала, что в этом направлении скоро будут позитивные сдвиги. Не стоит забывать, что позитивные сдвиги — это не всегда позитив для населения. Достаточно вспомнить новый коммунитаризм Путина или еще не успевшую устареть линию Шредера в Германии, ориентированную на сокращение пособий для безработных и социальных выплат немцам. Для экономики — это позитив, для конкретных людей — явный негатив. С нестабильной экономикой (которую так и не признали рыночной), с элементами авторитаризма и неустоявшимся гражданским обществом в Украине проводить «резкие» реформы не рекомендуется. Поймет ли это Тимошенко и не заведет ли в тупик всю победу Ющенко — стоит задуматься всей команде Виктора Андреевича.
Айдер ЭМИРОВ , директор Крымской республиканской библиотеки имени Гаспринского:
— Главное — обеспечить прозрачность в работе всей вертикали исполнительной власти. Речь идет не только о том, что надо создать электронную версию бюджета, по которой всякий гражданин мог бы увидеть движение народных средств, но и обеспечить прозрачность в работе каждого министерства, ведомства, областных, районных и всех других органов власти. Для того, чтобы полностью искоренить коррупцию, следует сделать свободным доступ журналистов не только на все заседания, но и к работе правительства на стадии подготовки решений. В новое правительство и новому Президенту Украины только тогда поверит народ, если будет постоянно видеть их работу, если будет бескомпромиссная борьба с коррупцией. Естественно, что коррупция просто так не сдастся, и силами одного правительства ее не одолеть, поэтому и нужна прозрачность, чтобы в нее включились и общественность, и все СМИ. Очень важно, чтобы новое правительство Украины в корне изменило отношение к гуманитарной сфере. Все предыдущие правительства относились к ней, что называется «по остаточному принципу», хотя гуманитарная сфера сегодня — из-за своей хронической запущенности — возможно, главнее экономики. Поэтому нужно обратить внимание на подготовку кадров, уровень жизни всех гуманитариев, их материальное обеспечение. Пора также уже окончательно решить проблемы возвращения на родину депортированных народов, прежде всего крымских татар, и их интеграции в украинское общество. Поэтому Программа возвращения и обустройства крымских татар, вероятно, нуждается в такой конкретизации, при которой проблема будет решена и снята с повестки дня в ближайшие пять лет. Для этого есть основания — на высылке осталась незначительная часть народа и возвратив ее на родину, мы можем выполнить свой долг перед ними.
Михаил НЕМОВ , председатель Хмельницкого городского союза предпринимателей и промышленников:
— Новое правительство, прежде всего, должно решить кадровый вопрос, расставив по всей вертикали исполнительной ветви власти порядочных высокопрофессиональных людей. Не забывая при этом и на мгновение, что народ восстал против продажных чиновников, которые олицетворяли на местах старый режим. Речь идет не о персоналиях, а о принципах отбора кадров. За «особые заслуги перед оранжевой революцией», возможно, следует наградить орденами и медалями, однако это не может служить, так сказать, пропуском на ответственную должность. Следует решительно показать на двери всем, кто привык слоняться коридорами власти на всех уровнях, покупая или выпрашивая какие-то льготы, должности, объекты и т. п. Нужна и ревизия некоторых предыдущих решений. Об одной из первоочередных задач уже заявила и.о. главы правительства Юлия Тимошенко. Она, эта задача, касается села, которое оказалось на пороге весенней посевной. Разговоры о нашествии мышей, которые повредили озимый клин, приобрели и символическое значение: село обворовано, обмануто. Должен быть строгий контроль за каждой копейкой, которая будет направлена на поддержку села. Нужно выяснить, почему в предыдущие годы накануне кампаний вдруг дорожали горюче-смазочные материалы. От того, как будет работать село, будут зависеть результаты работы пищевых и перерабатывающих предприятий. Например, такой факт: Славутская суконная фабрика изготавливает одеяла из австралийской шерсти. Сырья отечественного производства нет. Отары уже давно пустили под нож... Напомню о том, что точно знает каждый агроном: на севе главное — обеспечить оптимальные сроки. Это же насущное требование касается и правительственных решений.
Валентина КИРИЛЛОВА , директор издательства Саломеи Павлычко «Основи»:
— Инстинкт самосохранения, жизненный опыт, политический иммунитет, который я в себе культивирую после выстраданной победы, нашептывают: не желай многого — будешь иметь меньше разочарований. При этом мечтаю о действительно новой эпохе украинской истории: чтобы те, на кого народ возлагает все свои надежды, помнили об этом, а не ругались за место, которое позволяет тешить собственные амбиции и бессовестно наполнять собственные карманы. Чтобы патриотически настроенная команда не утонула во внутренних распрях, выяснениях отношений, оскорблениях, перечитала еще раз «Историю Украины» и поняла бы, что ее уникальность в новейшей истории будет заключаться только в недопустимости использования внешними силами украинского ментального «Где три украинца — там два гетмана». Иначе опять проиграем все. Еще я мечтаю, чтобы высокий уровень нашей жизни, которого мы совсем скоро достигнем, позволил нам стать аполитичными настолько, чтобы помнить только два имени — президента и премьера и вспоминать их с приятностью. Вот такие у меня макромечты. Как украинский издатель желаю одного — срочной реанимации отрасли любым способом: капельница, клизма, ампутация, имплантация. Добейте или оживите.
Федор СТРИГУН , художественный руководитель Национального академического украинского драматического театра им. Марии Заньковецкой (Львов):
— Меня, в первую очередь, волнует театр. Думаю, нужно принять четкий закон о театре. Надо упорядочить способ оплаты работников культурных учреждений. Это — самое главное. И, конечно, хотелось бы, чтобы у театров были хотя бы минимальные финансовые возможности. Я, например, считаю, что новое правительство должно обратить внимание и на гастрольную деятельность театров. Ибо пока театры варятся в собственном соку. Обмен спектаклями дал бы очень и очень много для взаимопонимания. Вот тогда политики не будут в своих целях пользоваться различием между Западом и Востоком. Хотя, по-моему, этого различия и нет. А то, что в Донецке мы не были 23 года, а в Запорожье — еще с 1983... это не делает нам чести.
Выпуск газеты №:
№17, (2005)Section
Панорама «Дня»