Перейти к основному содержанию

ВОПРОС «Дня»

Готовы ли мы стать европейцами?
11 декабря, 00:00

Мирослава БАБИНСКАЯ, заместитель городского головы г. Золочев (Львовская обл.):

— В принципе, европейцами мы не переставали быть — образно говоря, дороги у нас строили уже тогда, когда Европа еще «утопала» в болоте. Но вот парадокс — в данный момент от Европы нас отделяют две вещи: низкая культура обслуживания и... плохие дороги. И сейчас мы учимся у них тому, что сами европейцы у нас в свое время переняли. Несомненно, в отношении реализации демократических свобод нам еще очень до них далеко. Именно этому — пользоваться своими правами, сделать влиятельной общественность и региональные органы самоуправления (которые бы не ждали, пока «сверху» «упадут» очередные цифры) — нам и следует учиться. В остальном же ощущение своей ущемленности, на мой взгляд, неоправданно. Мы пока что сохраняем свою самобытность, у нас намного выше уровень духовности (в Европе многие храмы выполняют функцию памятников архитектуры, тогда как наши — свое прямое назначение). Даже в позорном факте оттока на Запад наших «мозгов» есть одна особенность — их соответствие «ГОСТу» развитой Европы: качество нашей подготовки специалистов там оценили.

Елена ДОНЧЕНКО, доктор социологических наук Института социальной и политической психологии:

— По моему глубокому убеждению, столь упорное стремление стать «европейцами» несколько наивно — каждый социум, равно как и каждый человек, должен обладать индивидуальностью. Мы же, не узнав самих себя, не использовав собственные возможности, стараемся выйти за кого-то «замуж» и переложить обязанности на чужие плечи. Это очень напоминает подростковое поведение, когда ребенок пытается подстроить свое поведение под чей- то ритм, а то и мечтает иметь другого папу и маму, поскольку свои «не устраивают». Осознание же собственных возможностей и глубинная потребность стать самим собой — в потенциале, который может и не реализоваться.

Многие воспринимают «европейскость» как определенный стандарт качества. Однако, на мой взгляд, это шаблон, причем непрозрачный и противоречивый. Он является абстракцией, поскольку мы подразумеваем под «европейскостью» то, что нам самим... точно неизвестно. Ведь Европа — «разная»: шведы — это не англичане, а финны — не французы. Информационное пространство, которое рассказывало бы нам о Европе объективно и полно, весьма ограничено — и на этом фоне нас призывают стать европейцами?

Существует и другой нюанс. Сегодня Европа и мы вместе с ней находимся в «попсовом» информационном пространстве Соединенных Штатов. Я не сомневаюсь в том, что у самих американцев есть и качественно другое информационное поле. Но тот ритм жизни, который навязывают нам, могут выдержать далеко не все. И этот фактор, повторюсь, навязывание «попсовости» — приводит к результату, прямо противоположному движению вперед: маргинализации.

Николай САВКА, городской голова г. Городок (Львовская обл.):

— Думаю, мы подошли к той черте, когда уже можем давать себе оценку и называть себя европейцами. Во всяком случае, сегодня мы имеем в достаточной мере усовершенствованную правовую базу, которая дает возможность так считать — базу, которая декларирует демократические права. Другое дело, как сделать так, чтобы эти права были реализованы на практике. Мне кажется, что многие наши неурядицы, в том числе и на «бытовом» уровне, зависит от двух вещей. Свои права мы уже осознали, однако на всех уровнях зачастую забываем про свои гражданские обязанности. Также нам в немалой степени присуща и пассивность. И в том, что, к примеру, уровень социального обеспечения «неевропейский», есть наша общая вина — начиная с того, что следует активнее думать прежде, чем идти на выборы.

И готовясь стать «европейцами», не следует ждать того, что кто-то возьмет нас под свое крыло и воспитает в лучших демократических традициях. В ситуации, когда богатый дает бедному кусок хлеба на один день, а не подсказывает, где можно заработать на каждый день, есть своя опасность. Опасность стать «равными» под диктовку.

Владимир МАНЖУРА, философ:

— Я убежден, что мы давно уже можем называться европейцами, века с 14-го. И то, что нас до сих пор продолжают считать «азиоптами» — это предвзятое отношение к нам, желание оставить нас за чертой «золотого миллиарда» в качестве людей второго сорта. Или же средства для достижения целей тех людей, которые, может быть, являются европейцами куда в меньшей степени, нежели мы с вами.

Если считать «европейскостью» жизнь на бытовом уровне — это эрзац. Весь этот изощренный гедонизм, беспроблемность выветривает человека из человека. Взгляните на географию перемещения эпицентра европейской философской мысли — перед тем, как то или иное общество «напрягалось» для того, чтобы перейти в качественно новое состояние, оно раскрепощало свои интеллектуальные возможности и начинало мыслить. Как только социум начинает «обрастать жирком», он становится, так сказать, не самом умным и прогрессивным. И в данный момент у Украины есть шанс показать Европе свои возможности — вместо этого плетемся за ней в хвосте, заглядывая через плечо и, в случае надобности, списывая на нее все ошибки. Ситуация сродни той, когда человек хочет создать собственное пространство для бизнеса, при этом ходит вокруг конкурента, спрашивая совета, как ему лучше поступить. И делает только то, за что конкурент похвалит. По моему, это не очень умно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать