Выборы провести можно, но как...
Европейская комиссия «За демократию через право» (Венецианская комиссия) заинтересовалась принятыми недавно изменениями к избирательному законодательству о выборах президента.. Как сообщили Генеральный секретарь Совета Европы по координации программ сотрудничества в Украине Аке Петерсон и координатор проектов ОБСЕ в Украине Любомир Копай, 9 октября 2009 года на своем заседании Венецианская комиссия планирует рассмотреть эти изменения, вручив вице-спикеру Александру Лавриновичу официальное приглашение на заседание.
Тем временем юридический документ, уже успевший наделать немало шума, все-таки, приобрел законную силу. Спикер Владимир Литвин подписал Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно выборов президента». Теперь выборы нового президента будут проходить по новому закону без открепительных талонов и почти исключая возможность защитить свои права в судебном порядке.
На очереди обжалование закона Президентом, обещанное им накануне преодоления парламентом президентского вето. В любом случае этот шаг ожидают как от Виктора Ющенко, так и от других депутатов, не являющихся членами БЮТ и ПР. Стоит заметить, что именно последние как никогда консолидировано выступили за принятие Радой данного законопроекта, однако так или иначе он сыграет либо против одних, либо против других.
Какая вероятность фальсификаций на выборах президента при таких новых нормах? Как повлияют нововведения на избирательную кампанию и чего больше: полезных изменений или политических шагов в этом законе?
Юрий ЯКИМЕНКО, Украинский центр экономических и политических исследований имени Разумкова:
— Закон поддерживался политическими силами двух конкурирующих кандидатов, а, следовательно, целью каждого из них было ограничить возможности оппонента относительно любых фальсификаций. Следовало создать взаимные предохранители — уравновесить шансы сторон. Безусловно, есть нормы, которые можно рассматривать по-разному. Это касается положений о введении уголовной ответственности членов комиссии за уклонение от своих обязанностей или во время подписания протоколов. Вызывает сомнения и положение об обжаловании в судебном порядке результатов выборов.
Однако, не принимая во внимание недостатки, я считаю, что по этому закону выборы можно провести. Законом внедрены определенные механизмы взаимного ограничения в использовании фальсификаций, в том числе с участием членов избирательных комиссий. Этот закон не является совершенным. В случае рассмотрения его Конституционным Судом найдутся положения, которые можно признать неконституционными, но в целом закон уже вступил в действие. Он открывает возможность для того, чтобы начать избирательные процедуры согласно обновленному законодательству, а не ссылаться на старое, содержащее намного больше недостатков.
Отсутствие в новом документе положения об открепительных талонах является уроком, вынесенным из голосования во втором туре выборов-2004. Поскольку именно открепительные талоны дали возможность массового переезда с одного участка на другой и голосования по несколько раз, вместо одного. Это делает невозможным один из механизмов фальсификации, а, следовательно, является позитивом этого акта.
Выпуск газеты №:
№161, (2009)Section
Панорама «Дня»