Перейти к основному содержанию

Высокий рыцарь

Эпоха Василия Цвиркунова в украинском кино
15 февраля, 18:49

Министерство культуры и туризма Украины совместно с Национальным союзом кинематографистов Украины почтили память Василия Васильевича Цвиркунова по случаю 90- летия со дня его рождения.

Василий Цвиркунов — знаковая фигура в украинской культуре, многогранный, высокообразованный, эрудит (еще в 1938 году закончил филологический факультет Ворошиловградского пединститута), до войны работал учителем языка и литературы и директором сельской школы, побывал в аду двух войн — финской и Второй мировой. В последней потерял ногу, но и после этого не перешел на мирную работу — до 1953 года был начальником спецшколы Военно-воздушных сил, выпускники которой по сегодняшний день, как сказала на вечере Лина Костенко, вспоминают Василия Васильевича добрым словом; был секретарем Ворошиловградского горкома партии, ответственным секретарем журнала «Коммунист Украины», закончил аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС в Москве, в 1959 году защитил кандидатскую диссертацию, стал заслуженным деятелем искусств Украины, профессором, академиком Академии искусств Украины.

Поэтому с тезисом Юрия Ильенко, высказанном им на торжественном вечере, — мол, В. Цвиркунов пришел руководить творческим коллективом киностудии имени А. Довженко со стороны, не имея до этого опыта работы в кинематографе, — можно поспорить. Очень часто бывает, даже в науке, что именно «человек со стороны» делает открытие, прорыв в отрасли, которой до того не занимался. Однако в случае с В. Цвиркуновым его нельзя упрекнуть в том, что он был анальфабетом в киноискусстве. Он был хорошо знаком с литературой — украинской, русской, зарубежной, и главное — глубоко убежден, что именно литература является фундаментом киноискусства, что без качественной первоосновы — интересного сценария — даже самые выдающиеся режиссеры и актеры не создадут талантливый фильм.

А вот мнение Юрия Герасимовича о том, что на время прихода В. Цвиркунова киностудия имени А. Довженко была в упадке, справедливо. Действительно, в 1960-е годы фильмы довженковцев были притчей во языцех, подвергались сокрушительной критике, считались одними из худших в Союзе: когда зрители видели на афишах кинотеатров, что демонстрируется фильм студии Довженко, преимущественно игнорировали его, залы были полупусты. Первопричиной творческого кризиса была слабая литературная база: не имея интересных сценариев, режиссеры по большей части прибегали к экранизации театральных постановок. Поняв это, В. Цвиркунов сделал кардинальные шаги — он решил наладить тесный контакт с писателями, привлечь как можно больше талантливых литераторов к сотрудничеству, сделал, как теперь модно говорить, ноу хау — добился открытия на студии сценарной мастерской, куда пригласил многих писателей, в частности В. Земляка, Д. Павлычко, И. Драча, М. Ткача, О. Сизоненко, В. Сычевского, К. Кудиевского, по их сценариям были сняты картины, большинство из которых вошли в золотой фонд украинского киноискусства. В. Цвиркунов активно поддерживал их обращение к произведениям украинской классики: Т. Шевченко, Н. Гоголя, И. Франко, Леси Украинки, М. Коцюбинского, В. Стефаника, Ю. Яновского, экранизация которых принесла довженковцам не только всесоюзную, но и мировую славу. В частности, эпохальный фильм С. Параджанова (сценарий И. Чендея) по повести М. Коцюбинского — «Тени забытых предков» получил около двадцати различных международных наград.

При В. Цвиркунове главными редакторами киностудии были писатели О. Сизоненко, В. Земляк, Ю. Бедзик, они привлекли к творческому сотрудничеству известных мастеров пера — М. Стельмаха, О. Гончара, А. Головко, П. Загребельного, Н. Рыбака, Лину Костенко, Н. Винграновского, Ю. Щербака и многих других украинских литераторов, прозаические произведения которых получили интересное экранное прочтение.

Окончание на стр. «К У Л Ь Т У Р А»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать