Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Ялтинский рубеж

04 октября, 00:00

Саммит Украина — ЕС, который состоится 7 и 8 октября в Ялте, становится своего рода промежуточным финишем в отношениях между Киевом и Брюсселем. Следующая встреча такого уровня произойдет уже в условиях, когда ЕС будет абсолютно другой структурой, чем сегодня — в его составе будет насчитываться 25 стран-членов, у него будет своя Конституция, и это само по себе создаст совсем другую ситуацию на континенте. В Ялте планируют побывать премьер-министр Италии, председательствующей в ЕС, Сильвио Берлускони, министр иностранных дел Италии Франко Фраттини, уполномоченный ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана, комиссар Европейской Комиссии Крис Паттен. Президент Леонид Кучма возглавит украинскую делегацию. Несмотря на то, что никаких документов к подписанию не планируется, разговор ожидается непростой. «Европейская» тематика будет звучать и во время визита в Украину вице-премьера федерального правительства Германии, министра иностранных дел Йошки Фишера, который официально приезжает также 7—8 октября с целью открытия Недели культуры Германии в Украине.

Стороны, по состоянию на сегодня, демонстрируют абсолютно разное представление о том, каким образом должны развиваться их отношения после расширения ЕС. Брюссель еще в прошлом году предложил коммуникацию «Расширенная Европа — новое соседство», где «новыми соседями» считаются, кроме Украины, Россия, Молдова, Беларусь, страны Северной Африки. Уже это само по себе было воспринято в Киеве весьма прохладно. Представители как властных структур, так и оппозиции непременно отмечали, что не понимают, почему Украину ставят в один ряд с Россией, которая никогда не провозглашала своей целью вступление в ЕС и заявляет, что не разрабатывает подобных планов, Беларусью, которая фактически является диктатурой, Молдовой, где все еще не достигнуто политическое урегулирование. А особенно болезненно воспринимаются сравнения с североафриканскими странами, которые никак претендовать на вступление в ЕС не могут. Коммуникация «Расширенная Европа» не предлагает ни одной из «соседних» стран никакого статуса в отношениях с ЕС, о перспективах их «европейского» выбора там речь не идет вообще. Но что отмечалось и в Киеве, и в Брюсселе, документ содержит несколько абсолютно позитивных моментов. Это — создание возможностей для доступа к внутренним рынкам ЕС, для применения в отношении «новых соседей» принципа «четырех свобод» — основополагающих для функционирования ЕС принципов свободы движения через границы людей, товаров, капиталов и услуг. Документом предусматривается расширение на «новых соседей» мандата деятельности Европейского инвестиционного банка. Говорится об интеграции «соседей» в европейские транспортные, энергетические, телекоммуникационные сети. Проблема в том, что все это не наступит завтра. Вопросы «четырех свобод», распространения на «соседей» деятельности Европейского инвестиционного банка были «похоронены» на последнем саммите ЕС в июне в Салониках. Слишком много стран — «старых» членов Евросоюза — выступают убежденными оппонентами этих идей. Даже если бы это было не так, работа над воплощением в жизнь этих пунктов заняла бы много лет.

Обещанный ЕС принцип дифференцированного подхода к каждой из «соседних» стран пока что просматривается с трудом. Возможно, он будет воплощен через Планы действий, которые ЕС планирует разработать с каждой из стран-«соседей». Комиссар Европейской Комиссии Гюнтер Ферхойген, отвечающий за составление такого Плана действий, во время своего визита в Киев в сентябре говорил, что этого документа следует ждать через полгода. Его целью должна стать сугубо экономическая интеграция — доступ к рынкам и свободная торговля прежде всего.

Видение цели Плана действий Украиной несколько иное: создание предпосылок не только для свободного доступа к рынкам, но и для предоставления Украине статуса ассоциации с ЕС с подписанием соглашения, равноценного «европейским соглашениям», которые ЕС подписывал с Чехией, Польшей, Венгрией, Словакией, Словенией, Латвией, Литвой, Эстонией, Болгарией, Румынией.

Ответа на этот вопрос в ЕС старательно избегают. Представители структур ЕС заявляют, что этот вопрос — несвоевременный, не на повестке дня, что без ассоциации вообще можно обойтись (как было в случае с Австрией). Очень осторожно говорится, что двери ЕС не закрыты для всех европейских стран, которые соответствуют определенным критериям («копенгагенским»). Кстати, очень нечетким приоритетом — при желании всегда можно сказать, что страна как соответствует им, так и не соответствует. Но в случае с Украиной Брюссель категорически отказывается от внесения в подписываемые с Киевом совместные документы упоминания как о «копенгагенских критериях», так и слова «интеграция». Выступление председателя комитета Верховной Рады по вопросам европейской интеграции Бориса Тарасюка на одной из международных конференций, которым были откровенно недовольные представители ЕС, поставило по сути справедливый вопрос: почему в случае с балканскими странами, из которых некоторые разрушены войной, и где Украина помогала достигать стабильности, ЕС мог принять четкое политическое решение о возможности их вступления в перспективе, а в отношении Украины этого решения просто нет?

Именно эта неопределенность стала причиной довольно эмоциональной реакции Президента Кучмы на пресс-конференции в этот вторник: непредоставление ЕС Украине статуса ассоциированного членства и статуса страны с рыночной экономикой является политическим решением, Украина устала ждать от ЕС позитивных шагов по европейской интеграции, никто не заявил, что Украину хотят видеть в ЕС. Впрочем, Президент считает, что нужно прекратить декларировать намерения вступить в ЕС, а необходимо вместо этого достигать европейских стандартов. «Если бы сегодня Украине предложили вступить в Европейский Союз, я бы отказался», — сказал тогда также Леонид Кучма, мотивировав это тем, что Украина бы и месяца не выдержала конкуренции с европейскими производителями. Нужно же, по его мнению, сохранить свое лицо. Насколько можно вспомнить, прекратить постоянные декларации европейского выбора и цели вступления в ЕС Украине на Западе дружески советовали еще несколько лет назад.

В ЕС также очень обижаются на слова о том, что Союз недостаточно делает для Украины. Правда заключается как в том, что объемы предоставляемой со стороны ЕС технической помощи вдвое больше тех, чем Украине предоставляют Соединенные Штаты, так и в том, что эти объемы все равно меньше тех, которые ЕС расходовал как в странах-кандидатах на вступление, так и в странах Северной Африки. Правда также и в том, что цель этой технической помощи, которая предоставляется по линии программы ТАCIS (программа технической помощи странам СНГ), несовместима с целью программы PHARE (сначала созданной для помощи Польши и Венгрии для адаптации законодательства, достижения институциональной совместимости с ЕС на всех уровнях, достижения необходимых стандартов во многих отраслях, позже эта программа распространена на все страны-кандидаты на вступление из Центральной Европы). Именно организации предоставляемой технической помощи на принципах программы PHARE долго добивалась от ЕС Украина. Тем более, что с 2007 года уже не будет действовать программа ТАCIS. ЕС распространил предложение, в котором говорится о необходимости разработки нового инструмента технической помощи для «стран-соседей». Но этот процесс также займет время. Что будет этим временем — знают только в ЕС. Там Украине предлагают сосредоточиться на выполнении Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (много положений которого уже не отвечают реалиям), вступить в ВТО, углублять сотрудничество без всяких политических заявлений и сигналов. В Украине, как говорил первый заместитель министра иностранных дел Александр Чалый, в свою очередь, считают, что процесс ратификации СПС «новыми членами» ЕС нужно использовать в свою пользу.

Кроме того, в Украине настаивали бы и на определенной «компенсации» потерь от расширения ЕС. Тут тоже есть свои резоны: перспективный доступ к рынкам ЕС наступит не сразу. А пока что радикально изменятся правила оформления деклараций, вообще, передвижения людей (из- за новых визовых режимов), товаров и услуг. С другой стороны, доля ЕС в украинской внешней торговле уже сейчас составляет около трети общего ее объема, и продолжает расти. С учетом «новых членов» эта доля, очевидно, увеличится, и это может быть позитивным моментом, но опять же в перспективе.

В отношениях вполне могут возникнуть и проблемы, созданные самой Украиной. В частности, вопрос «реверса» трубопровода Одесса — Броды. Как раз 8 октября истекает срок фактического ультиматума Украине, предъявленного российским правительством и ТНК по этому поводу. На 30 октября с участием вице-премьеров Украины и Польши Гайдука и Пола, а также комиссара Европейской Комиссии де Паласио планировалось официальное открытие нефтепровода, что сейчас, как утверждают разные источники, под большой угрозой. В случае, если Украина действительно согласится на «реверс», она потеряет по меньшей мере, дважды: во-первых, она останется без доступа и к транзиту каспийской нефти, и к перспективным европейским проектам в этой области как ненадежный партнер, во- вторых, это не решит ни одного вопроса (поставки нефти и так далее). Зато, возможно, хорошо себя будут чувствовать те, для кого основа деятельности — бизнес, не всегда открытый, с Россией.

Есть еще проблема ЕЭП. Чиновники Европейского Союза уже давали понять, что сегодня не считают это проблемой, и наоборот, поддерживают любое региональное сотрудничество. Но при этом предостерегают, что оформление таможенного союза сделает невозможной либерализацию торговых отношений Украины с ЕС, и оттянет ее вступление в ВТО. Не говоря уже о том, что в таком случае не Украина, а Россия будет определять суть отношений нашей страны с ЕС.

Проблема реадмиссии с одновременной либерализацией визового режима, проблема более широкого привлечения к общей европейской политике безопасности, проблема борьбы с нелегальной миграцией, где есть явно надуманные аргументы со стороны Запада — это все требует решения. В Ялте его не будет. В Ялте может быть создан только общий климат, после которого, возможно, две стороны смогут достичь понимания. Если они будут на то настроены и не будут ждать моментальных волшебных неожиданностей. Даже в очерченном формате, когда ЕС фактически предлагает Украине, как и другим «соседям», формулу «все, кроме формального членства и участия в политических структурах», достижение прогресса требует немалых усилий и сосредоточенности всего общества. Именно поэтому необходимость в ЕЭП для Украины была и остается под большим вопросом. Что же касается ЕС — даже то, что сегодня может предложить Брюссель, требует от стран-членов и структур в самом Союзе, прежде всего, коренного перелома стереотипов, представлений, подходов. Если, конечно, расширенный Запад и Восток не распрощались окончательно с идеей существования между ними какой-то, пусть даже воображаемой стены.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать