За кадром — Иванов
Исполнилось 100 лет со дня рождения режиссера, снявшего культовую комедию «За двумя зайцами»
Вчера в Доме кино прошел вечер, посвященный памяти легендарного киномастера Виктора Иванова. Он родился в с. Козятин (ныне город) Винницкой области. В 1936 году закончил ВГИК. Работал на Киевской, Свердловской, Вильнюсской и Каунасской киностудиях. Иванов — один из любимых учеников Александра Довженко, сталинградский ротный, герой Второй мировой войны. Как вспоминают коллеги-кинематографисты, Виктор Михайлович жил рядом с киностудией им. Довженко, но на работу приезжал на собственном «Москвиче», и регулярно врезался в дерево, стоящее возле ворот. Выходил и задумчиво смотрел на дело рук своих... Это было так часто, что вся студия заранее сбегалась к воротам посмотреть на ивановский таран... Виктор Михайлович сам писал сценарии. Он снял фильмы: «Олекса Довбуш», «Улица тринадцати тополей», но всенародную любовь кинорежиссер приобрел за ленту «За двумя зайцами». Сегодня трудно поверить, что именно за «...зайцев» тогдашние киночиновники резко критиковали Виктора Михайловича (в 1961 г. эту искрометную комедию они назвали «худшим фильмом года»). Чем же мастерски снятая классика по одноименной пьесе Михаила Старицкого не угодила начальству? Может, в героях ленты, замечательно сыгранных Олегом Борисовым, Маргаритой Криницыной, Николаем Яковченко, Нонной Копержинской, Таисией Литвиненко, Натальей Наум и другими актерами, — они увидели и свои черты? А вот зрителям фильм очень понравился. Его ходили смотреть по несколько раз семьями и компаниями. Прошло более четырех десятилетий с тех пор, как триумфально шествует картина по кино- и телеэкранам, а зрители по разным поводам цитируют фразы из ленты: «Люблю безобразия!..», «Барышня вже лягли и просють», «Грію і грію те шампанське, коли вже подавать?», «Я думала, що то ваше серце, а то шкварчала ваша папироска» и др.
Кстати, снять «За двумя зайцами» Виктор Михайлович мечтал несколько лет, но ему все не давали «добро» тогдашние чиновники, и тогда Виктор Иванов пошел на хитрость. В идеологическом отделе ЦК он заявил: «Картина будет высмеивать стиляг» (с ними тот период начали бороться в бывшем СССР), и благодаря этому Голохвастов и Проня Прокоповна все же вышли на широкий экран.
По словам коллег, режиссер буквально выстрадал свой замысел (много словечек и фраз рождались по ходу съемок). Актриса Маргарита Криницына вспоминала: «Виктор Михайлович был человеком особого свойства, как сейчас сказали бы, — перфекционистом: он во всем стремился достичь совершенства, при этом постоянно мучался сомнениями и пребывал в постоянном поиске, чем нещадно терзал всю съемочную группу... То, что мне посчастливилось сыграть Проню — подарок судьбы, т.к. мы случайно столкнулись с Ивановым в коридоре студии. Он уже утвердил на главные роли Николая Гриценко (Голохвастов) и Майю Булгакову (Проня). Попросил меня подыграть звездам. Я не волновалась и перед кинокамерой импровизировала: «Одягнить, мамо, чепчик, а вы, тату, — галстук!», вильнув бедром, — и тут режиссер на меня посмотрел с интересом. Думаю, что тогда у него зародилась мысль, что я смогу сыграть Проню... Между прочим, меня на съемочной площадке не любили, поскольку вредная была. Иванов часто злился. Вначале он решил, что я на эту роль не подхожу, хотя подсознательно понимал, что не прав (ведь пробы были хорошие). Над ним даже потешались: «Ну кого ты еще ищешь? Перед тобой же вылитая Проня Прокоповна! И Борисов — настоящий Голохвастов». Но Виктор Михайлович упирался до последнего (его бичом и мукой было сомнение). У Иванова характер был еще тот: капризный, вздорный. Он, кстати, своим голосом нашего попугая озвучивал... Я про себя его называла «невыносимый деспот». Хотя все наши трения — это рабочие моменты. Главное, что Иванов снял замечательный фильм, в котором мне посчастливилось сыграть самую лучшую роль в моей актерской биографии».
Виктор Михайлович был экспансивным и возбудимым человеком, часто вспыхивал, как спичка, и порой доводил себя до экстаза, иногда кончавшегося даже обмороком. Друзья в шутку называли его «псих без отрыва от производства». До сих пор сохранилась легенда (очевидцы уверяли, что это правда): Иванов готовился снять сцену, когда главного героя Голохвастова перебрасывают через забор на улицу. Актер Олег Борисов, игравший эту роль, поинтересовался, как все это будет в кадре?
— Очень просто, — загорелся режиссер. — Берут тебя хлопцы за руки-ноги и швыряют... Хлопцы подобраны что надо. Такие куда угодно закинут! Но Борисов заметил, что за забором булыжная мостовая, и можно по-настоящему ушибиться.
— Ничего, — успокоил Иванов. — Перевернешься в воздухе, как кошка, и все...
— Покажите! — предложил Борисов.
— А ну, берите меня, — в запале приказал режиссер статистам. — Швыряйте! Его бросили, и он, перелетев забор, приземлился на мостовую, сильно ударившись... После этого инцидента, как только Виктор Михайлович впадал в раж, Олег Борисов тут же просил: «Покажите!» — и режиссер тут же остывал...
Кстати, слезы актрис и споры с актерами на площадке возникали регулярно, вспоминал оператор фильма Вадим Ильенко: «Творческие споры накаляли обстановку так, что порой на площадку вызывали «скорую помощь». Иванов был фантастически требовательным. Криницыну доводил часто до слез. Рита убегала за декорации выплакиваться. Затем Виктор Михайлович ее искал, находил и извинялся, т.к. он был отходчивым человеком. И Криницына продолжала работать. А Олег Борисов после очередного «пике» с режиссером однажды заявил: «Я сниматься больше не буду», и написал заявление о том, что отказывается от съемок. Разгорелся страшный скандал (ведь тогда полфильма уже было снято)... Наша съемочная группа жила как на вулкане. И мало кто догадывался, что значит этот фильм для режиссера. Иванов хотел снять «За двумя зайцами» как безупречную комедию, и ему это удалось»!
Виктор Иванов был талантливым кинорежиссером, а ему буквально связывали руки: снимать давали редко. После выхода на экраны фильм «За двумя зайцами» зажил своей жизнью. Он собрал массу призов на кинофестивалях, в кассах кинотеатров выстраивались очереди, чтобы посмотреть эту комедию. Казалось бы — почивай на лаврах, но Иванова чиновники методично вытесняли из кинематографа. У Виктора Михайловича была масса творческих планов, но их так и не дали осуществить. Режиссер очень переживал, перенес два инфаркта. Он ушел из жизни 18 июня 1981 года, так и не узнав о том, что комедия «За двумя зайцами» получит Государственную премию (это произошло спустя 40 лет после выхода фильма в прокат)...
Виктора Михайловича нет с нами уже 28 лет, фильм «За двумя зайцами» стал киноклассикой. Его смотрели наши родители, смотрим и любим мы и наши дети, и будут смотреть внуки и правнуки... Эта картина — лучшая память легендарному режиссеру.
Выпуск газеты №:
№30, (2009)Section
Панорама «Дня»