Перейти к основному содержанию

За полшага от образовательного рынка Европы

15 сентября, 19:51

Вчера начались празднования, посвященные 170-й годовщине одного из, без преувеличения, базовых университетов Украины — Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Празднования будут продолжаться до конца недели. Сегодня — во дворце «Украина» торжественное заседание и праздничный концерт для юбиляров и многочисленных гостей. Накануне празднований «День» предложил первому проректору Киевского университета имени Тараса Шевченко, профессору, академику АПНУ, доктору физико-математических наук Олегу ТРЕТЯКУ поделиться своим мнением относительно развития современного высшего образования страны.

— В чем проявляется «особенность» статуса университета имени Шевченко?

— Сегодня он уже не такой особый, как это было в 1994 году, когда национальных вузов у нас было всего два. Сейчас их уже где-то около шести десятков. Мы финансируемся отдельной строкой только через Минпросвет. В этом никаких льгот не имеет и почти не отличаемся от других национальных вузов, но, как и в некоторых других учебных заведениях, у нас платят повышенные зарплаты. Покупаем оборудование, что-то ремонтируем — все за счет заработанных средств за обучение по контракту...

— Сколько сейчас контрактников имеет учебное заведение?

— Где-то процентов двадцать — двадцать пять в целом по нашему вузу от государственного заказа студентов. Государственный заказ в течение многих лет остается неизменным и равен приблизительно трем тысячам студентов ежегодно. Больше всего на контрактной основе учится студентов на специальностях по международным отношениям, по экономическим и юридическим наукам.

— Каковы, по вашему мнению, главные черты современного высшего учебного заведения?

— Любой современный университет не может существовать без работы по развитию науки. Классический университет и отличается от новообразованных заведений наличием в нем научных школ. Этих школ у нас очень много, их ведут выдающиеся профессора, академики. Они работают по многим направлениям (их более десятка). Эти направления в основном совпадают с приоритетными направлениями развития науки в Украине. Каждый год у нас кого-то из университета награждают Государственными премиями за достижение в развитии науки и техники.

— Как изменился университет за те годы, которые вы работаете в нем?

— Я закончил радиофизический факультет университета почти сорок лет назад. Тогда существовала целевая подготовка студентов, направленная на подготовку специалиста под конкретное рабочее место. Выпускник вуза должен был за минимальный промежуток времени адаптироваться на своем рабочем месте, быть подготовленным к его определенной специфике. Тогда везде господствовал план: сколько студентов приняли на обучение, столько обязательно нужно было выпустить — народное хозяйство ждало каждого будущего специалиста. С двоечниками возились, боролись за то, чтобы не было ни одного неуспевающего студента. Это было оскорбительно для студентов талантливых, потому что их обделяли вниманием. Сегодня я пытаюсь сделать все, чтобы преподаватели уделяли как можно больше внимания талантливым, способным студентам. В рыночных условиях мы должны работать так, чтобы знания не устаревали. И это можно сделать. Нужно учить фундаментальным наукам, потому что фундаментальная подготовка позволяет потом изучать и что-то конкретное. Это уже не так сложно, если есть база. Узкоспециальная подготовка же быстро меняется в зависимости от новых условий. Кроме того, мы сейчас делаем уклон на увеличение самостоятельной работы наших студентов.

— Относительно присоединения высшей школы Украины к Болонского процессу? Что преобладает, риски или позитивные моменты?

— Все, что требует Болонский процесс, у нас заложено еще в конце 80-х — начале 90-х годов. Наша реформа образования идет в русле Болонского процесса. Чего не хватает? Мобильности студентов. Нужно чтобы каждый студент, учась в университете, хотя бы один семестр поучился в другом заведении, желательно за границей. Это будет способствовать расширению мировоззрения студента, даже тогда, когда он просто изменит вуз на полгода даже и в своей стране. Но это все требует соответствующих расходов. Если наше правительство планирует подписать Болонское соглашение, то в бюджете страны нужно будет предусмотреть и средства на обеспечение этой мобильности для студента. Если мы будем выдавать такие дипломы, как, например, выдают в Сорбонне или других известных университетах, то уже не нужна будет процедура нострификации (признания) дипломов. После присоединения Украины к Болонского процессу стандартизируются и все учебные планы. Я не вижу проблем относительно введения Украины в Болонский процесс. Мы еще не вошли в единый образовательный рынок Европы, но присоединение к Болонского процессу — это нормальный демократический процесс, так оно и должно быть в демократическом мире. И мы двигаемся в этом направлении.

— Не рискуем ли мы таким образом утратить интеллектуальный потенциал, когда лучшие условия для работы и жизни за границей «потянут» к себе самых талантливых наших соотечественников?

— Я думаю, что наше правительство, наша верховная власть все это понимает. Потому что когда наши дипломы за границей будут признаваться, конечно, станет проще эмигрировать на Запад. Но следует создавать такие экономические условия, чтобы эмигрировать не было смысла. Чтобы, наоборот, к нам приезжали иностранные специалисты работать. Есть и другая сторона дела. Когда- то мы на эту тему разговаривали с вице-президентом Тайваня. Речь шла о том, что у них в стране расходуют очень большие деньги, чтобы готовить специалистов, которые потом едут работать за границу. Но в ответ услышал, что это вовсе не плохо, потому что, поработав, например в Соединенных Штатах, специалист становится богаче, а потом возвращается в родную страну еще с более высокой квалификацией, лучше начинает работать на развитие экономики своей страны. Нужно, чтобы нашим выпускникам было выгодно возвращаться.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать