Забытый юбилей
30 июня этого года исполняется 70 лет со времени восстановления Украинского государства, которое было провозглашено бандеровским крылом ОУН во Львове. В нормальной стране, где элита ценит свои государственно-созидательные традиции, это должно было бы стать событием и широко отмечаться. К сожалению, мы к нормальным странам не принадлежим. Потому что часто ценим не конструктивное, а деструктивное в нашей истории. И продолжаем жить в плену советских мифов.
Одним из них есть то, что акт 30 июня 1941 г. — это проявление коллаборационизма бандеровцев. Мол, последние, воспользовавшись поражением Красной армии в начале немецко-советской войны, в угоду гитлеровцам провозгласили восстановление Украинского государства. В действительности это было совсем не так.
Действительно, в конце июня 1941 г. немецкая армия продвигалась быстрыми темпами по территории Украины. Под властью немцев оказались земли Западной Украины, в т.ч. Львов. Тогда существовало определенное сотрудничество между немцами и украинскими националистами. В составе немецких войск были так называемые Дружины украинских националистов, собственно батальоны «Роланд» и «Нахтигаль».
Однако было ли это коллаборационизмом? Бандеровцы, организовывая эти батальоны, надеялись, что, опираясь на них, им удастся восстановить Украинское государство, а эти военные формирования станут зародышем украинской армии. Так, в данном случае украинские националисты шли на сотрудничество с немцами. Но разве не сотрудничали с гитлеровцами западные демократии после Мюнхенских договоренностей 1938 г., или Советский Союз после заключения Пакта Молотова — Риббентропа в 1939 году? Это были договоренности, за которыми у каждой из сторон был свой интерес.
Для украинских националистов главной идеей было восстановление Украинского независимого государства, которое было провозглашено в 1918 г. И вот 30 июня в 1941 г. они провозгласили во Львове: «Волей украинского народа Организация Украинских Националистов под руководством Степана Бандеры провозглашает восстановление Украинского Государства, за которое положили головы целые поколения лучших сыновей Украины». Это были абсолютно независимые действия бандеровцев, без какой-либо санкции со стороны немецкой власти.
Правда, в этом Акте были такие слова: «Восстановленное Украинское Государство будет тесно сотрудничать с Национал-социалистической Великой Германией, которая под руководством Адольфа Гитлера творит новый строй в Европе и мире и помогает украинскому народу освободиться из-под московской оккупации». Как видим, здесь нет славословия фюреру, а одно лишь утверждение: мы — союзники Великой Германии, она помогает нам (именно так — помогает) освобождать наши территории.
Понятно, что обойтись без этих словесных реверансов было нельзя. Ведь во Львове, где провозглашался Акт восстановления Украинского государства, стояли немецкие войска.
Провозгласив восстановление Украинского государства, бандеровцы создали правительство. При этом стоит отметить, что это правительство не было сугубо бандеровским, в его состав вошли представители других политических сил, также было немало беспартийных специалистов.
Много людей встречали провозглашение Акта со слезами на глазах. Наконец они получили свое государство! Одобрительное слово об Акте сказали высокие церковные руководители. «Украинский народ, — писал в своем пастырском письме митрополит Андрей Шептицкий, — должен в этот исторический момент показать, что имеет достаточное чувство авторитета и жизненной силы, чтобы заслужить такое положение среди народов Европы, в котором мог бы развить все Богом себе данные силы. Наказуемостью, солидарностью, совестливым выполнением обязанностей докажите, что вы доросли до государственной жизни». Еще один пастырь, православный епископ Поликарп Сикорский, писал такое: «Любить Бога, любить родину — это самая большая добродетель. Служба Родине — самая большая обязанность. Пусть Господь милосердный помогает Тебе, народ мой, и Тебе, Правительство наше, строить Самостоятельное Украинское Государство, а моя молитва за вас перед Престолом Всевышнего будет за вами. В это великое время все украинцы должны объединиться, все должны работать совместно, потому что в единстве сила и это единство мы должны показать на деле. Не надо нам партий, не нужна нам борьба между собой».
Надежды на то, что немцы признают Украинское государство, были малыми. В свое время Адольф Гитлер способствовал гибели Карпатской Украины. Не хотели гитлеровцы признавать Литовское государство. (Кстати, довоенная Литва была чуть ли не единственным государством в Европе, которое активно поддерживало украинских националистов). Литовцы после того, как их «освободили» немцы от «советских освободителей» сделали почти так же, как и украинцы. Не спрашивая согласия, провозгласили свое государство. Гитлеровцы его не признали. Так же получилось и с Украинским государством.
Сохранилась очень интересная стенографическая запись разговора государственного секретаря Кундта, представлявшего немецкую власть, Бандеры и его сторонников от 3 июля 1941 г.
В начале этого разговора Кундт заявил: «Господа! Я пригласил вас прийти... как частных лиц». То есть — для него Бандера и его сторонники были лишь частными лицами, которые никого не представляли. Далее государственный секретарь заявил, что Акт восстановления Украинского государства «вовсе не соответствует фактам». Немцы не дали согласие на творение украинского правительства. «...Фюрер, — поучал Кундт, — единственный, кто руководит борьбой. Возможно, украинцы лично чувствуют большой подъем и чувствуют себя нашими союзниками, но, по смыслу государственной терминологии, мы не являемся союзниками, мы являемся завоевателями русско-советских регионов...»
Далее Кундт решил поставить Бандере несколько вопросов: «Пан Бандера, вас спрашивали наперед, соглашаетесь ли вы быть главой Украинского Государства?..» Еще хотел он знать, есть ли Бандера инициатором провозглашения Акта.
Ответ Бандеры был таким: «Мы вступили в бой, который разворачивается сейчас, чтобы бороться за независимую и свободную Украину. Мы боремся за украинские идеи и цели. Когда этот последний бой начался, я отдал приказ моим людям осуществить все возможное, чтобы принять участие в борьбе вместе с немецкими войсками. Я дал распоряжение немедленно организовать в оккупированных немецкими войсками районах администрацию и правительство страны. Я дал этот приказ до начала войны».
Следующий вопрос от Кундта был таковым: «Провозгласили ли ваши люди вас временным главой первого украинского правительства на Западной Украине согласно вашему приказу?»
Ответ Бандеры: «Я отдал приказ, будучи главой Организации Украинских Националистов, поскольку эта организация находится во главе украинского народа. Я говорю здесь от имени ОУН, как глава украинского народа. ОУН — единственная организация, которая ведет борьбу, и, как следствие, она имеет право в силу нынешней борьбы создавать правительство».
Кундт так реагировал на эти слова: «Это право принадлежит немецкому Верхмату и фюреру, который завоевал эту страну. Только он имеет право устанавливать правительство».
Однако Бандера настаивал на своем: «Хотел бы еще раз сформулировать и отметить, что... отдавая свои приказы, я не опирался ни на какие соглашения с немецкой властью, а только на мандат, который я имел от украинцев. Строительство и организация жизни на Украине невозможно без украинцев, жителей своей этнической территории; не может, конечно, быть создание правительства, если не обращаться к украинским элементам».
Фактически Акт восстановления Украинского государства стал актом неповиновения украинских националистов немецкой оккупационной власти. Руководители бандеровской ОУН, в т.ч. и сам Бандера, оказались в немецких тюрьмах и концлагерях. Кстати, два брата Степана Бандеры, Александр и Василий, за свою националистическую деятельность были замучены в концлагере Аушвиц (Освенцим).
В определенном смысле следствием Акта восстановления Украинского государства стало создание Украинской повстанческой армии — этой армии без государства. Акт засвидетельствовал, что для украинцев, по крайней мере — их сознательной и активной части, независимое государство является большой ценностью и что они готовы бороться за нее.
...Конечно, современное Украинское государство появилось в результате действия разных факторов. Это и экономический развал СССР, и борьба за власть в Москве, и несмелые шаги советских руководителей Украины в плане независимости. Однако если бы не было активной борьбы со стороны национальносознательных украинцев за свою независимость в прошлом и во времена перестройки, то состоялось ли бы это государство? Думаю, об этом стоит помнить руководителям нынешней Украины. Если они, конечно же, не стремятся превратить ее в очередную губернию Российской Федерации.
Выпуск газеты №:
№111, (2011)Section
Панорама «Дня»