Зачем подписывали?
Украина не будет использовать нефтепровод Одесса— Броды в реверсном направлении, так как прямой маршрут имеет наибольшие перспективы для развития проекта. Об этом заявил вчера в Брюсселе, где проходит совместная украинско-польская презентация этого проекта, председатель правления ОАО «Укртранснафта» Александр Тодийчук. Как отметил глава «Укртранснафты», его заместитель Станислав Василенко, подписавший протокол о намерениях, не имел на это полномочий, и печать «Уктранснафты» на документе отсутствует. Министр топлива и энергетики Украины Сергей Ермилов также отверг возможность реверсного использования нефтепровода. «Президент и премьер-министр Украины утвердили нам директиву на эту конференцию: Одесса—Броды—Плоцк — именно в такой последовательности», — подчеркнул министр. Вся эта ситуация ставит ряд вопросов. А как же тогда «нефтегазовые протоколы»? Кто несет ответственность за их подписание и за вред, причиненный репутации Украины как партнера на европейском энергорынке?
Напомним, что эти высказывания являются по сути комментариями к опубликованной в «Дне» (24 мая) информации о подписании протокола о намерениях (его копия имеется в редакции). Протокол предусматривает организацию нового маршрута экспорта российской нефти транзитом через территорию Украины с использованием реверса нефтепровода «Одесса— Броды». Похоже, украинские чиновники, которых это известие застало практически на пути в Брюссель, пытаются отмежеваться от упомянутого протокола. Если же подведомственные государственные организации подписали протокол за спиной и, следовательно, без ведома руководства страны, тогда и вовсе следует рассматривать вопрос о состоянии управления энергетической отраслью вообще и НАК «Нефтегаз» в частности. Возможно, как у нас принято, виновниками происшедшего конфуза попытаются представить прессу.
Что касается сути дела, то, по мнению Тодийчука, экономические обоснования реверсного использования нефтепровода являются неточными. В частности, при расчетах, свидетельствующих о том, что прокачка нефти по маршруту Одесса—Броды—Гданск обойдется дороже, чем через Новороссийск, использовался тариф на перевалку в танкеры годичной давности. «Сейчас тарифы на перевалку в танкеры значительно выросли, и экономика говорит в пользу маршрута Одесса—Броды», — отметил А.Тодийчук.
Тем не менее, в «Нефтегазе Украины» уверены в том, что у «протокольного» проекта есть резоны. Согласно расчету, выполненному, очевидно, специалистами НАКа (об этом может свидетельствовать украинский язык соответствующей таблицы, тогда как сам протокол и некоторые другие приложенные к нему материалы составлены на русском языке), рентабельность деятельности на новом маршруте составит 29,6% (при прокачке 8 млн. тонн нефти), чистая прибыль (очевидно, украинской стороны) — $14 млн., сумма платежей в госбюджет — 61,2 млн. грн. или $11,5 млн. Один из «подписантов» протокола — Тюменская нефтяная компания — берет на себя обязательство выдать Украине товарный кредит для наполнения трубы технологической нефтью (425 тыс. т, под 12%), а также поставку собственной и привлеченной нефти (9 млн. т). Допустим. Вот только вызывает недоумение то, что стороны протокола, не дожидаясь решения своих правительств по этому вопросу, «согласились начать мероприятия для обеспечения транспортировки российской нефти на экспорт через порт Южный по маршруту Самара—Мозырь—Броды—порт Южный с использованием реверса на участке Одесса—Броды». «Начать мероприятия» — это как? А еще интригует обязательство, взятое на себя российской «Транснефтью»: обеспечить «технические возможности системы магистральных нефтепроводов доставки российской нефти в порт Южный по маршруту Самара— Мозырь—Броды—порт Южный»... С этим может справиться разве что оператор этой системы, включающей украинский нефтепровод. Может быть, существуют еще какие-нибудь секретные договоренности и по поводу управления украинским нефтепроводом?
Наряду с нашим правительством разбираться в этом вопросе придется также международной и, особенно, европейской общественности. Директор по внешним связям Еврокомиссии Хагес Мигарелли, открывая начавшуюся во вторник в Брюсселе промышленную конференцию «Маршрут транспортировки нефти Одесса—Броды— Плоцк» отметил, что Еврокомиссия расценивает позицию Украины в этом проекте как первое испытание сотрудничества Украины с ней. Дипломат одной из стран, заинтересованных в украинском нефтетранспортном маршруте в Европу, сказал по этому поводу «Дню»: «Неприятно быть обманутым».
Выпуск газеты №:
№90, (2003)Section
Панорама «Дня»