«Зациклились»
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20070727/4124-4-3.jpg)
Еще немного, и умеренное политическое затишье, которое нарушается только политической рекламой наподобие «я — хороший, а они — плохие», закончится. Мы вновь станем свидетелями и участниками политических игр, манипуляций, «социологических битв». И не говорите, что люди устали от политики: по данным председателя совета директоров Института политических и социологических исследований им. Т. Г. Шевченко Владимира Бондаренко, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, на досрочные парламентские выборы не пошли бы голосовать 9,8% опрошенных. Это уже не так много, учитывая количество разочарованных в Украине «оранжевыми» и «бело-голубыми». Тем более, как утверждает пан Бондаренко, чем ближе к осени, тем больше людей определяются с выбором и хотят участвовать в них.
Результаты репрезентативного исследования, которое с 16 по 22 июля провел его институт во всех регионах Украины, на первый взгляд никакой сенсации не дали, но, как всегда бывает, дьявол прячется в мелочах (особенно — в политике!). Поэтому, если бы выборы состоялись в это воскресенье, в Верховную Раду попали бы Партия регионов (28,4%), Блок Юлии Тимошенко (25,5%), Народный союз «Наша Украина» — «Народная самооборона» — «Украинская правица» (13,3%) и Коммунистическая партия (3,9%). Против всех проголосовали бы 2,7% избирателей, а не смогли бы определиться с выбором 9,1%.
Однако намного интереснее сухих цифр тенденции перетекания голосов избирателей и роста-падания рейтингов политических сил.
— За последний месяц на 2% вырос рейтинг Партии регионов. Думаю, что только благодаря массовой рекламе, — отметил Владимир Бондаренко. — Потому что с начала года рейтинг ПР упал на 6%. «Фосфорная» катастрофа и засуха на юге не прибавляют баллов Януковичу и Морозу. Я удивляюсь, как они не подготовились к засухе! Сам я — из Херсонской области и знаю, что каждые четыре года она там повторяется. К ней можно и нужно готовиться, а не пугать Украину голодом... Также «перегнул палку» Кузьмук с его «вторым Чернобылем», не украшает социалиста Рудьковского и то, что он на Львовщине демонстративно ел овощи, привезенные из Киева, а выдавал их за львовские. Вообще великоватая «шапка Мономаха» на Рудьковском сильно бьет по имиджу социалистов и регионалов. То же касается деятельности МЧС на Волыни, потому что убытки, нанесенные ураганом, возмещают очень медленно.
К имиджевым просчетам Виктора Януковича Бондаренко относит и лечение колена Виктором Януковичем в Испании, и отравление Василия Цушко — в Германии, а также высказывания премьера на митингах типа «мы заставим власть...», «мы спросим у власти...». У какой власти?
По наблюдениям Бондаренко, Янукович вообще не хочет, чтобы выборы состоялись: он вспомнил, как недавно премьер выразился «если выборы состоятся...». А подводных течений, которые влияют на такое нежелание — более чем достаточно. Самое первое — то, что после выборов на должность премьер- министра может претендовать Ринат Ахметов.
— В свое время Янукович сам говорил, что Ахметов — хорошая кандидатура на кресло премьера, — вспоминает Бондаренко. — Теперь же в распущенном парламенте есть серьезная группа бизнесменов, координируемая Колесниковым, которые сделали ставку на Ахметова. Им невыгодно противостояние Януковича с Ющенко, в которое Януковича втянул Мороз. Поэтому они будут искать новую кандидатуру, если после выборов в парламенте сложится широкая коалиция. В случае же победы партий и блоков из лагеря демократических сил кандидатом на должность премьера может быть Юлия Тимошенко.
Скорее всего, вне большой игры на этих выборах окажется Социалистическая партия: по результатам опроса, ей отдали бы голоса только 1,6% избирателей. Это даже меньше, чем у прогрессивных социалистов, рейтинг которых — 1,8%.
Бондаренко прогнозирует, что от Наталии Витренко можно ожидать сюрприза: разочарованный электорат Януковича (зацикленный на «втором государственном» и страхе НАТО) отдаст ей голоса, если та «к тому времени решит свои финансовые и имиджевые проблемы».
Существование же «третьей силы» Владимир Бондаренко называет мифом. Речь — о Владимире Литвине, который ныне активно рекламирует себя в медиа.
— Ошибки его — очевидны: он позиционирует себя как «одинокий» политик, хотя и говорит, что он не один. И объединился только с Сиротой, а Супрун отказал, — комментирует Бондаренко. — А еще очень заметны попытки сделать из себя культ, мол, он один такой незапятнанный. И рекламный ролик бестолковый: он то куда-то идет, то внимательно слушает, то обвиняет всех и вся, то говорит, что он один...
По мнению социолога, лучше всего подготовилась к парламентским выборам Юлия Тимошенко и подошла к этому вопросу «с чувством, толком и расстановкой»: в отличие от других политических сил, у нее на полную мощность работают избирательные штабы (их социолог сравнил с водителем, который ведет автомобиль). По его мнению, баллов БЮТу прибавляет политическая реклама, которая не является агрессивной, наконец, избиратели помнят ее борьбу за снижение тарифов на жилищно- коммунальные услуги.
Также Бондаренко отметил тенденцию к медленному росту численности сторонников «Нашей Украины» — «Народной самообороны» — «Украинской правицы» и связывает это с созданием мегаблока. Их политическую рекламу политолог в целом назвал «мажорной», однако выделил в ней существенные недостатки: из-за многих политических игроков, задействованных в ролике, он напоминает рекламу СДПУ(O), а за лицами теряется и основной посыл рекламы.
Владимир Бондаренко убежден, что на этих выборах не обойдется без покушений на лидеров партий (как вариант — псевдопокушение на жизнь для самопиара). Эти его прогнозы прежде всего касаются Юлии Тимошенко, Юрия Луценко и Рината Ахметова. «Знания политической истории, нашей политической среды, с которой я сотрудничаю, и интуиция, которая меня редко подводит», — это главные аргументы социолога в пользу этого мнения.
А среди возможных сценариев развития парламентских выборов уже сегодня Бондаренко видит самые негативные. Среди них — попытки раскола Украины (благодаря политическим роликам «мы — хорошие, они — плохие») и демонизация лидеров политических сил. Так, на днях в одной из газет уже речь шла об одном известном «бесноватом» политике. Достанется и социологии, считает Бондаренко, — она опять станет «наукой о рейтингах» и инструментом манипулирования сознанием.
КСТАТИ
Размещение внешней социальной рекламы с изображением главы государства наталкивает на мнение, что в Украине начались досрочные выборы не в ВР, а президента. Об этом в пятницу во время пресс-конференции в Ужгороде заявил заместитель лидера БЮТ Николай Томенко, комментируя массовое появление в Украине внешней рекламы с изображением Президента и его социальными инициативами. «Когда я на Закарпатье увидел такую внешнюю рекламу, то у меня сложилось впечатление, что начались досрочные президентские выборы», — сказал он, сообщает www.unian.net. По словам Томенко, видимо, дискуссия относительно социальности рекламы с участием главы государства, которая былa размещена на телеэкранах, не принесла желаемого результата. Он напомнил, что согласно закону о рекламе, социальной не может считаться реклама с участием государственных чиновников.
Кроме того, отметил Томенко, возникает вопрос: кто финансирует размещение этой рекламы — государственный бюджет или политическая сила, которую представляет Виктор Ющенко. Он обозначил, что согласно информации, которая есть в БЮТ, на Закарпатье эта реклама была размещена по соответствующему письму Секретариата Президента.
По словам Томенко, согласно законодательству, во время избирательной кампании все политические силы должны иметь равные условия относительно проведения предвыборной агитации. При этом, отметил он, появление такой внешней рекламы наталкивает на мнение, что политическая сила, которую представляет Президент, собирается активно воспользоваться административным ресурсом.
Выпуск газеты №:
№124, (2007)Section
Панорама «Дня»