Закон, который был нужен позавчера
Но и сегодня он может стать мощным ускорителем![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20070110/42-1-1.jpg)
Верховная Рада с конституционным единодушием («за» 339 голосов) приняла доработанный закон об основах развития информационного общества в Украине на 2006—2016 годы и одобрила соответствующие мероприятия.
К сожалению, текста нового документа на сайте Верховной Рады отыскать не удалось (по-видимому, он сейчас проходит дополнительную юридическую «цензуру» в недрах парламентского аппарата и пока не вывешивается на глаза общественности). Парламентский сайт дает об этом законе весьма ограниченную информацию, почерпнутую из какой- то прилагаемой справки. «Основной задачей развития информационного общества в Украине является содействие каждому человеку на началах широкого использования современных ІКТ возможностей создавать информацию и знания, пользоваться и обмениваться ими, производить товары и предоставлять услуги, в полной мере реализовывая свой потенциал, повышая качество своей жизни и содействуя постоянному развитию страны на основе целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций, Декларации принципов и Плана действий, наработанных на Всемирных встречах на высшем уровне по вопросам информационного общества (Женева, декабрь 2003 года; Тунис, ноябрь 2005 года) и Постановления Верховной Рады Украины от 1 декабря 2005 года «О Рекомендациях парламентских слушаний по вопросам развития информационного общества в Украине».
Сказано, естественно, не очень много. И, похоже, это исходит из того, что в нашей стране еще не очень-то и понимают, а что же такое на самом деле информационное общество. И действительно, достаточно сказать, что на вышеупомянутом саммите в Тунисе официальная украинская делегация скромно... отсутствовала, вызвав этим недовольство просвещенной, а по-современному — продвинутой — отечественной IT-общественности. Да и такой мелкий факт, как отсутствие на сайте Верховной Рады упомянутого закона, тоже о многом говорит... Впрочем, куда меньше, чем отсутствие в стране так называемого электронного правительства, с помощью которого в странах информационного общества поддерживается постоянная обратная связь между простыми, но информационно вооруженными людьми и нанятыми ими для руководства страной министрами. В идеале такая система должна приводить к тому, что члены правительства чувствуют себя не начальниками страны, а чиновниками, нанятыми для службы ей.
Это, так сказать, очень упрощенный, но в то же время более чем справедливый политический аспект информационного общества, о котором (обществе), получив обсуждаемый тут закон, мы должны теперь говорить едва ли не как о свершившемся факте (пренебрегая, конечно, реалиями нашей жизни, в которой бедность, наряду с широким распространением мобильных телефонов, является массовым явлением). Больше того, информационное общество, уже построенное в развитых странах, а у нас все еще витающее в сфере малоизвестных общественности законов и деклараций, может вооружить нас отличными идеями для прорыва в современный глобальный мир, опирающийся в своем богатстве на экономику знаний. В книге известного украинского ученого Анатолия Гальчинского «Глобальные трансформации: концептуальные альтернативы», где глубоко исследуются проблемы и достижения посткапиталистических обществ, информационное общество, информационные технологии рассматриваются как могучий рычаг ускорения общественного развития. «Ускорение мультиплицируется. Базируясь на соответствующих обобщениях, — пишет доктор наук, в недавнем прошлом глава совета Нацбанка Украины, — можно вести речь о законе мультипликации ускорения, рельефно выражающем свою сущность в информационную эпоху, следовательно, его можно считать специфическим законом именно этой эпохи». Гальчинский далее приводит слова Билла Гейтса о том, что «самый надежный способ выделить свою компанию среди конкурентов, оторваться от толпы преследователей — это хорошо организовать работу с информацией». Родились ли при чтении этих строк у вас какие-либо ассоциации с украинским законом об информационном обществе? Хотелось бы надеяться...
Комментируя значение упомянутого закона, один из известных украинских экономистов, в прошлом топ-менеджер Европейского банка реконструкции и развития, а ныне основатель Совета конкурентоспособности Украины и автор проекта соответствующей объединительной национальной идеи, с помощью которой страна может совершить прорыв в современность, Юрий Полунеев сказал в разговоре с «Днем»: «Сам факт принятия такого закона — очень большой и важный шаг вперед. Но это еще не прорыв. В результате прорыва мы должны получить экономический рост, продолжающийся во времени. Но движение в направлении информационного общества — это очень эффективный путь для укрепления конкурентоспособности страны. Так что этот закон нужно было принимать давно, даже не вчера, а позавчера».
Выпуск газеты №:
№2, (2007)Section
Панорама «Дня»