«Заспиртованные» лекарства
могут подорожать на 25—30%«Вступила в силу Национальная фармакопея, утверждены лицензионные условия производства, улучшен контроль за качеством отечественных лекарств и ограничено проникновение на рынок недоброкачественной и фальсифицированной медицинской продукции... Это свидетельствует о том, что государственная политика интеграции в Европейский Союз в сфере обеспечения лекарственными средствами в Украине реализуется полным ходом». Именно так начал свой доклад на совещании работников фармацевтической отрасли новый заместитель Госсекретаря Минздрава Михаил Пасичник. Напомним, что, комментируя указ главы государства об увольнении его предшественника, глава Администрации Президента Виктор Медведчук сказал, что отставание страны в обеспечении населения доступными лекарствами вызвано нерасторопностью чиновников. И решение Л. Кучмы — это первый шаг в урегулировании «лекарственной» проблемы в Украине.
Второй же шаг был, мягко говоря, странным. Генеральный директор АО «Фармак» Филя Жебровская сообщила, что, согласно постановлению Кабмина, увеличивается акцизный сбор на этиловый спирт. И если раньше фармпредприятия отчисляли в бюджет по 12 копеек за каждый использованный ими литр спирта, то теперь им придется отдавать государству по 2 гривни. А вдобавок производители лекарств будут выплачивать НДС в размере 20%. Чем это может грозить потребителям фармацевтической продукции — можно только догадываться. А если вспомнить опыт России, которая ввела у себя 10-процентный налог, и лекарства выросли в цене приблизительно на 19%, то нас ожидает скачок приблизительно на 25—30%. Притом повышение акциза на спирт приведет к подорожанию таких часто употребляемых лекарств, как настойка валерьяны, корвалол и валокордин.
В это же время вице-премьер- министр Владимир Семиноженко утверждает, что государство недостаточно контролирует цены на лекарства. Мол, предприятия переоценивают себестоимость выпускаемых ими препаратов и, соответственно, завышают на них цены. По словам директора Борщаговского химфармзавода Людмилы Безпалько, идея удешевления ставит под угрозу существование в стране фарминдустрии как таковой, объем производства которой составляет около 2 миллиардов гривен в год и которая является самым большим налогоплательщиком. Индекс цен производителей фармпродукции в первом полугодии этого года уменьшился на 0,2%, в то время как на промышленную продукцию возрос на 4,4%. Так как на научные потребности фармацевтической отрасли из бюджета выделяется лишь 5% от необходимого, то всю работу в этой сфере вынуждено брать на себя само предприятие. А если учесть, что к 2004 году Владимир Семиноженко планирует видеть все предприятия с системой контроля качества GMP, внедрение которой обойдется каждому из них в среднем в 7 миллионов долларов, то, похоже, эмоциональные выступления на совещании директоров фармацевтических предприятий вполне оправданы.
Дистрибьюторы, без которых, кстати, ни одно лекарство не сможет дойти до потребителя, уже давно утверждали, что лишь саморегуляция рынка порождает здоровую конкуренцию и доступность лекарств. Каждый стремится отыскать на рынке средство, которое бы не уступало по эффективности, но при этом было бы на порядок дешевле. В противном случае, дистрибьюторам остается бороться лишь за наценку, то есть действовать диаметрально противоположно — искать дорогие лекарства, чтобы тоже «накрутить» на них побольше. Кстати, подобный механизм выживания избрали для себя и многие аптеки. Вместо таблеток и капель, занесенных в список «Жизненнонеобходимых лекарств и изделий медицинского назначения», они закупают и реализуют средства с подобным эффектом, но не значащиеся в вышеупомянутом списке. Так как розничная наценка на жизненнонеобходимые не должна превышать 35%, а в лечебных учреждениях — 10%.
При действии такого механизма в проигрыше остается лишь отечественный производитель, так как при всем богатстве выбора альтернатив не так уже и много. Украинские фармпредприятия, как их называют сами директора, — предприятия без брэндов. Список генериков, которые они производят, у всех идентичен. Вопрос заключается лишь в мощности. Для создания своего полностью оригинального препарата, от нового биологически активного вещества до производства готовой формы, необходимо 200—250 миллио нов долларов — половину суммарного объема производства предприятий в год. Украинские ученые, по словам директора государственного научного центра лекарственных средств Виктора Георгиевского, занимаются лишь тем, что усовершенствуют имеющиеся. Они добавляют вещества, которые снижают токсичность лекарства и увеличивают его эффективность. По мнению В. Георгиевского, стимулировать отечественное «ноу-хау» все же можно, если, безусловно, поможет государство. Оно, например, могло бы давать заказ на разработку и производство, а потом выкупать 40—50% готовой продукции. Таким образом, считает директор центра, можно и запустить производство других лекарств, которые сейчас выпускаются только на Западе, и сэкономить средства.
Правда, параллельно с этим возникают немалые трудности с субстанциями, ведь они в Украине не производятся уже давно. Нам их поставляют точно так же, как и готовые препараты, и они, в отличие от отечественного продукта, регистрируются на украинском рынке, не проходя аудиторской проверки. Если раньше отечественные предприятия за регистрацию препарата платили 100 долларов, а иностранные — 1500, то теперь условия для всех равные. Организация Европейского содружества расценила такую политику как дискриминацию импорта на украинском рынке, а либерализация регистрации иностранных лекарств привела к увеличению на рынке некачественной и фальсифицированной продукции. Только за прошлый год Госинспекцией по контролю качества лекарственных средств было обнаружено 30 серий неблагополучной продукции из Индии, Бангладеш, Болгарии и России. Хотя глава Налоговой администрации Николай Азаров и назвал импорт лекарств «темной и забытой экономической темой», первый заместитель госинспектора по контролю качества лекарств Виталий Варченко так и не смог назвать конкретных методов решения этой проблемы.
В то же время Владимир Семиноженко с оптимизмом смотрит в будущее. Он утверждает, что до 2011 года необходимо «поднять» все отечественные фармпредприятия и не только увеличить процент отечественной продукции на украинском рынке (сейчас он составляет 46%), но и активно импортировать украинские лекарства. Работникам же фармпромышленности он заявил, что нет ничего невозможного, но лишь при активном содействии тех, кто знает специфику данной сферы изнутри. Но, насколько «Дню» стало известно, за последнее время в соответствующие органы не поступило ни одного проекта документа, разработанного Ассоциацией производителей или Ассоциацией дистрибьютеров. Их протест остался лишь на уровне эмоциональных выступлений на тематических коллегиях и съездах. @=> Начало на 1-й стр.
Выпуск газеты №:
№202, (2002)Section
Панорама «Дня»