Земля могла бы дать здоровье и свободу
Но непосильный труд отнимает их у сельской женщины
ТЫСЯЧИ ОТВЕТОВ И ОДНА ПРАВДА
... Она ездила по селам разных регионов Украины, шла на ферму, в поле, на подворье. Беседовала по душам со служащими и рабочими, фермерами и колхозниками. Иногда завоевывала доверие, сидя с женщинами на куче буряков, вместе с ними обедала, а, раздавая, анкеты, подчеркивала: меня не интересуют имена и фамилии, мне нужна только правда.
— Житейские проблемы сельской труженицы никогда не были объектом пристального внимания науки, — говорит Екатерина Ильинична. — Чтобы заполнить этот пробел, несколько лет я посвятила собственному социально-экономическому и демографическому исследованию.
Среди 42 вопросов анкеты были и очень личные, сокровенные, многие стыдливо отворачивались, прятали свои признания от чужих глаз. Тысячи сельских женщин доверили ей тайны, в которых не признавались и близким людям. Об идеале семейной жизни в юности и совпал ли он с реальностью, сколько детей хотелось до замужества, довольны ли они своей судьбой и избранником. Интересно, что все выходили замуж по любви, планировали 2—3 детей, фактически же половина опрошенных от этой мечты отказалась.
В чем тут дело? Среди главных причин, как считает Екатерина Ильинична — падение жизненного уровня, отсутствие государственной поддержки, неуверенность в завтрашнем дне и жуткая нагрузка на прекрасную половину, превышающая все допустимые физиологические нормы. Когда автор монографии впервые обнародовала эти данные, кто-то из журналистов тут же «обыграл» их, заявив об украинской «рабыне Изауре». Увы, то что испытывает наша «рабыня», бразильской красавице и не снилось. И все же (чем не парадокс?) на вопрос: «Довольны ли вы своей судьбой?» две трети женщин ответили положительно. Правда, подразумевая прежде всего социальное поведение мужа в семье...
«КОЛХОЗНИКУ НЕ ПОЛОЖЕНО»
Сельскими проблемами Екатерина Якуба занимается более тридцати лет. Научный труд, которым она защищает интересы «глубинки», посвящен памяти ее матери Стукало Ульяны Афанасьевны. Рядом с ней, в селе Безуливка Киевской области, она росла и все, как выразился один председатель колхоза, «бабьи проблемы» ей не просто близки, они — как кровоточащая рана.
— В 29 лет мама осталась без мужа, с двумя детьми, — рассказывает она. — 45 лет гнула спину в колхозе, и помимо мыльных пузырей в виде трудодней, «заработала» деформированный позвоночник, грыжу и инвалидность. Как-то отправились мы с ней на Киевский протезный завод заказывать бандаж.
— Платите, — сказали нам.
— Так ведь мама на пенсии, — удивилась я.
— Бесплатно положено только рабочим и служащим.
Это был первый удар по моему сознанию. Дело не в деньгах. Как бы вы отнеслись к тому, что вашу маму, миллионы других людей, кормивших всю страну, считают людьми второго сорта?! Второй удар был похлеще. Через неделю после маминых похорон к нам постучалась почтальонша: «Вам денежная помощь, распишитесь!» А затем: «Ой, извините, вам не положено — она же колхозница». После этого я написала гневное письмо в главную союзную газету «Правда» под названием «Колхознице не положено». Прекрасно понимая, что теперь из партии вылечу и с научной карьерой покончено. Меня это не пугало, все во мне кипело, настолько я была возмущена этим испокон веков несправедливым отношением к селу. А еще через неделю пришел ответ, в котором меня вежливо уверяли, что все замечания и предложения будут учтены во время принятия новых законодательных актов.
«С АГРАРНЫМИ РЕФОРМАМИ МЫ ОПОЗДАЛИ ЛЕТ НА ПЯТЬДЕСЯТ»
Крутых изменений тогда сельский народ так и не дождался. Нельзя похвастаться ими и сейчас, с приобретением веками выстраданной независимости. На вопрос: «Хотели бы вы, чтобы дети унаследовали вашу профессию?», в среднем 90% опрошенных сельских тружениц ответили отрицательно. Отсюда и профориентация сельской молодежи отнюдь не в пользу «загибающегося» аграрного сектора АПК, и проблема миграции.
С 1960 по 1992 год поток мигрантов стабильно двигался в направлении «село—город», в результате чего с карты Украины исчезло каждое третье село. И вдруг в 1992—1993 гг. миграционные реки потекли вспять — городской рай для многих обернулся адом. Ненадолго. В 1997 году все возвращается на круги своя. На поиски счастья отправляется новое поколение молодых людей 15—19 лет, 61 % которых составляют девушки. И сельское население продолжает стареть, рождаемость только на 55 % покрывает естественную убыль.
— Однажды, — вспоминает автор этой печальной статистики, — я спросила у прикованной к постели мамы: «Правда, если бы все вернулось, вы бы уже не работали так тяжело, на износ?» А она ответила: «Я бы сапы из рук не выпускала». Я была поражена: «Мам, ну почему, вы же стали калекой из-за этого?» — Ты не понимаешь, — ответила она. — Земля — это здоровье, земля пахнет здоровьем.
Это сказала парализованная женщина. Задумавшись, я поняла, что с нынешними аграрными реформами мы опоздали. Землю надо было отдавать, когда она крестьянину «пахла», когда он готов был «пахать» ее чем угодно. Теперь ему нужна хорошая техника, кредиты, гарантии... Без них село, во многих странах тот самый спасательный круг, вытянувший из трясины всю экономику, в аграрной Украине таковыми не станет.
ОТЧЕГО ГОРЧИТ САХАР
Труженики села хорошо осознают, что «никто не даст им избавленья». Посему, по привычке продолжая тянуть лямку коллективной трудовой повинности, они полагаются в основном на подсобное хозяйство. Больше всего достается жертвам собственной эмансипации — прекрасной половине. Отвечая на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы изменить ваше социальное положение?», женщины, реально оценивая ситуацию, хотели бы: ограничить пенсионный ценз 50 годами, добиться нормальных социально-бытовых условий и достойной оплаты труда. Невероятно, но факт — первое желание уже сбылось, хотя коснулось только женщин доярок и свинарок—операторов с 20-летним стажем. Екатерина Ильинична, которая по праву гордится этим завоеванием, продолжает бороться за других.
— Поздней осенью мне довелось побывать в одном из сел Таращанского района Киевской области, — вспоминает она. — Подхожу к полю, на котором колхозницы подбирали после комбайна и чистили «сладкие корни», и вижу издалека странные какие-то, похожие на кенгуру, силуэты. Лишь присмотревшись, поняла, что к поясницам женщин прикреплены подушечки для сидения на мерзлой земле. Эти согнутые, покорные спины с подушечками меня просто потрясли. Черный неблагодарный труд, который всюду в мире делают механизмы, превращает сельскую труженицу в рабыню, лишает ее здоровья и свободного времени. Сахар, добываемый таким вот способом, для страны должен быть горьким и позорным.
Сейчас, когда некоторые политики, пользуясь растерянностью и ностальгией народа по прошлым, более благополучным временам, зовут нас в «счастливое вчера», стоит задуматься: а было ли оно таким? «Вчись гарно, доню, а то підеш на буряки», — пугали дочерей все матери-колхозницы Украины.
В ХХ веке народы многих стран достигли достатка и благополучия, а мы, в колхозном плену, так и топчемся с вилами в навозе. К такому рабскому социализму-коммунизму зовут нас опять? Может быть, выберем другой путь?
Александр ФАНДЕЕВ
Выпуск газеты №:
№22, (1999)Section
Панорама «Дня»