Земная жизнь протоиерея Петра Влодека
как «период усовершенствования души и подготовки к потустороннему»Он родился... в школе на станции Острог, где учительствовал отец. Первое духовное образование получил во время войны в Почаеве... Прошел фронты и брал Берлин. Был наместником Владимирского собора в Киеве, а когда в Украине на церковь начались гонения, служил православным пастырем в Германии и Канаде. Однокурсник по духовной академии нынешнего патриарха Украинской Православной Церкви Киевского патриархата Филарета, вместе с ним восстанавливал работу Киевской семинарии и открывал для людей Лаврские пещеры... Бессменный ректор Волынской духовной семинарии Украинской Православной Церкви...
Биография протоиерея Петра ВЛОДЕКА, богатая событиями и поворотами, могла бы послужить основой для увлекательной книги. Однако за 80 лет (юбилей отметил 10 января) смысл бытия определил как «период усовершенствования души и подготовки к потустороннему...»
...В бывшем католическом монастыре православной семинарии тесно. В небольших кельях непросто сделать классы... Однако помещение с высокими сводчатыми потолками наполнено не только тишиной, но и благодатным настроением, которое охватывает тебя в «намоленных» местах. В жизни отца Петра это третья семинария, к становлению которой он приложил руки. Первая та, что возле луцкого Свято-Троицкого собора, настоятелем которого в свое время был («И была она во времена гонений закрыта последней в Украине, если бы просуществовала еще полтора месяца, до падения Хрущева, действовала бы и дальше...»). Вторая — киевская, когда также пришлось начинать с поиска мебели и учебников. В третьей, по нынешней луцкой улице Драгоманова, он ректором с 1991 года... И хотя помещений все же не хватает, однако уже есть хорошая библиотека, и это очень радует.
В его кабинете и не пахнет роскошью. Старый стол и такие же стулья. Небольшой иконостас и очень много книг. Автором или составителем многих является протоиерей Влодек — известный историк- богослов. Он, как говорит, больше всего «болеет» тем, что очень мало духовной литературы на украинском языке... (а уже двадцать процентов приходов Украинской Православной Церкви на Волыни ведут богослужения на украинском языке). Поэтому переводит с русского и церковнославянского сам, составил и издал два «Закона Божьих» (для школьников старшего и младшего возраста), книгу о небесных покровителях земли Волынской, книгу для чтения для детей «Струмочок», «Пастирську етику» («Чтобы молодежь знала, как вести себя за столом, в обществе, в церкви...»)... Одна из последних работ — конспект по истории Украины, поскольку Волынская духовная семинария — единственная в Украине, где обучение ведется на украинском языке.
Он был последним, пятым ребенком в семье учителя, жившей в небольшой квартире при школе. Когда в школе ввели преподавание на польском, отца уволили, потому что он читал на украинском... Он стал на долгие годы чернорабочим, чтобы прокормить семью, но был и учителем для своих детей. Преподавал им историю и географию, математику и язык... В семье стремились дать детям образование. Ценили книгу.
— Когда мне, маленькому, родители выписали детский журнал, его аккуратно перечитали, переплели... Читал я, читали мои дети, читали внуки. И даст Бог, еще и правнуки прочтут!
Во второй раз отец уйдет из школы (в которую ненадолго вернулся после войны), когда Петр поступит в духовную семинарию и парторг в школе предложит отцу: либо отречься от сына, либо уйти с работы...
Учась во втором классе польской (потому что другой не было) школы, маленький Петрусь на вопрос учительницы «А кем вы, детки, хотите в будущем стать?», ответит: «Естем хце быць ксендзем!» Дети над ним будут смеяться (и спустя много лет уже в Луцке ровесники будут кричать вслед его сыну: «Поп, поп!» Сын не сразу поймет, и будет допытываться у отца, почему его прозывают «боб»...).
— Родители и дети духовенства страдали вместе с духовенством, — констатирует сегодня отец Петр.
Первой духовной школой для него станет Почаев. Во время войны здесь были краткосрочные пастырские курсы, на которых готовили священников для восточных областей Украины, где из-за жестоких преследований церкви пастырей не хватало. На вопрос, как учатся нынешние ученики семинарии, ректор дипломатично отвечает, что когда человек сыт, то ест без аппетита... Если он шел в Почаев пешком сто километров, и столько же шла пешком мама, неся сыну котомку сухарей, то больше ценил возможность учиться тому, к чему стремился...
Живым на войне остался благодаря молитвам матери и чуду.
— К концу войны роты были маленькие, в нашей — 80 человек... Из них до Эльбы живыми и невредимыми дошло шестеро. Безусловно, я молился, но молились и безбожники... Говорят, что бомба или снаряд два раза в одно место не попадают. Неправда, попадают! Утомленные (наступление на Берлин продолжалось без перерыва), мы, солдаты, уже и не имели сил окапываться, поэтому использовали воронки от бомб. В одну я залег, но вдруг почему-то решил перебежать в другую. Отбежал — и в ту, где только что был, упал снаряд... Считаю, что меня Бог спас, потому и решил свою жизнь ему посвятить...
«В 1950 году я, будучи уже студентом Духовной академии (которую закончил кандидатом богословия. — Авт. ) в Троице-Сергиевой Лавре, ехал из Луцка на учебу. В купе поезда нас было четверо: трое офицеров ехали в Москву в военную академию. В их разговорах на военные темы не участвовал. Но впоследствии вынужден был вмешаться, причем несколько резко, «по-фронтовому». Они, как понял, «пороха не нюхали», на передовой не были. А вмешался в разговор после того, как один похвастался, что борется с новобранцами, которые носят крестики. Он заставлял, чтобы сами солдаты выбрасывали крестики через окно казармы. А они, говорит, хитрят: цепочку выбросит, а крестик зажмет и оставит в ладони. Здесь я не выдержал и сказал: «Мне, как простому солдату-фронтовику, стыдно, что вы носите офицерские погоны. Нас, православных солдат, во время войны настоящие офицеры не делили на верующих и неверующих, и пули не выбирали, кто верующий, а кто атеист. Православная Церковь имеет большие исторические заслуги перед государством». Здесь я рассказал, что православная церковь распространяла образование среди нашего народа, потому что и азбуку создал не кто-нибудь другой, а монахи Кирилл и Мефодий. И не только письменность, но и живопись, пение, архитектура — вся наша культура родилась благодаря православной церкви. «Мне стыдно, что теперь у нас такие незнающие историю офицеры, как вы», — заметил я. Ни один из моих спутников ничего не возразил, и до Москвы мы ехали молча...»
(Книга для чтения для детей «Струмочок», составленная протоиереем Петром Влодеком).
На нынешние рождественские праздники семинаристы и ученики воскресной школы наколядовали среди прихожан целых пять «выварок» сладостей. Их сами же дети развезли в сиротские приюты и дома престарелых. Так, по мнению протоиерея Петра Влодека, воспитывается милосердие. А оно вместе с честной жизнью, терпением, уважением к Богу является подготовкой к жизни потусторонней... Человек ведь не сорняк, который завянет и погибнет бесплодно. Умирает тело, а не душа... Когда-то на вопрос, есть ли жизнь потусторонняя, отец Петр рассказал личное... Он молился за погибшего брата, а как-то забыл помолиться. И брат приснился: в могиле, из которой выглядывал только до половины тела. Брат спрашивал, почему он его не спасает, не молится за него?..
Потому и надеется старый священник на «порядочных детей, честных ребят, глубоко верующих», которые после окончания духовной семинарии понесут людям высокую мораль и духовность. Сегодня в семинарии учится 140 человек (из них 40 — девушки, будущие регенты церковных хоров). Во время поста в семинарии придерживаются строгого поста, чтобы будущие священники, которые будут звать к духовности, сами следовали церковным законам.
«Верю и надеюсь, что чем выше будет духовность среди нашего подрастающего поколения, тем, с Божьей помощью, счастливее в будущем станет христианская семья и крепче будет наше Украинское государство» (из предисловия автора к «Закону Божьему»).
Выпуск газеты №:
№10, (2004)Section
Панорама «Дня»