Перейти к основному содержанию

Жесткая любовь, или Воспитание санкциями FATF

11 февраля, 00:00
Украинская правительственная делегация во главе с первым вице-премьером Николаем Азаровым вылетела в Париж, где с 12 по 14 февраля будет проходить пленарное заседание Международной организации по противодействию отмыванию грязных денег (FATF). Предполагается, что на этом заседании среди прочих моментов будет обсуждаться и возможность отмены санкций в отношении Украины, рекомендованных FATF 20 декабря среди стран, которые первыми заявили о применении контрмер, — США, Канада, Великобритания, Германия, Турция. Жесткость реакции стран Запада уже привела к тому, что Украина в сжатые сроки ужесточила Закон о борьбе с отмыванием денег, положения Уголовного кодекса и Закона о банках и банковской деятельности. В свою очередь, посол США в Украине Карлос Паскуаль в интервью телепрограмме «Эпицентр» («1+1») сказал, что в течение последних недель все основные шаги были сделаны. Теперь, по словам посла Паскуаля, необходимо получить от украинского правительства твердые гарантии того, что подразделение, которое будет бороться с отмыванием грязных денег, будет заниматься исключительно своими полномочиями и не будет использоваться в политических целях. Азаров, утверждает Паскуаль, заявил, что правительство готово публично дать такие гарантии. В интервью с Чрезвычайным и Полномочным Послом Канады в Украине Эндрю Робинсоном — логика действий стран-членов FATF. Жесткость оценок представителя страны — давнего друга Украины, еще раз подчеркивает, что период геополитического спонсорства Киева закончился.

— Достаточно ли сделано Украиной, чтобы на нынешней сессии FATF надеяться на более благосклонное отношение к Киеву? — Я бы рассматривал этот вопрос в двух плоскостях. Во-первых, следует говорить о введении контрмер многими членами FATF, включая и Канаду. Больше года прошло с тех пор, как Украина получила предупреждение по проблемам в сфере борьбы с отмыванием грязных денег. Отсутствие какого- либо прогресса не оставило другого выбора FATF, как одобрить рекомендацию о введении контрмер. Во-вторых, речь идет об исключении Украины из так называемого черного списка государств и территорий, которые не сотрудничают в сфере борьбы с отмыванием денег. Это, бесспорно, стыдно для всех друзей Украины, как это, очевидно, должно быть стыдно и украинцам — видеть свое государство в этом списке. Надеемся, что на протяжении последующих месяцев украинское правительство примет необходимые меры, которые помогут эту проблему решить.

Соответствие того, что сделано Украиной требованиям FATF, будут оценивать юридические эксперты. Такая оценка будет даваться и в Оттаве. Уверен, что в позитивном решении вопроса важную роль будет играть вопрос доверия. Правительство Виктора Януковича, придя к власти, не получило большого запаса доверия от предыдущего правительства. Несмотря на обещания в течение 18 месяцев, действий предыдущего правительства оказалось недостаточно, чтобы ввести законодательство, которое бы отвечало требованиям FATF. Перед украинским правительством встанет проблема борьбы с теневым капиталом тех уголовных элементов, которые вредят имиджу Украины за границей, работая против государственных интересов и не давая возможности Украине утверждать суверенитет на своей же территории.

— Вы сообщили, что украинские меры в борьбе с грязными деньгами еще будут изучаться экспертами. Поэтому на этой сессии окончательного решения по Украине ожидать не следует?

— В значительной степени это будет зависеть от оценок принятого законодательства, а также от оценки тех заверений, которые будет давать украинская делегация.

— Немало аналитиков утверждают, что решение FATF было политическим. Именно поэтому ликвидация санкций невозможна...

— Совсем нет. Те, кто прибегает к такой аргументации, хотели бы сказать, что проблема как-будто возникла из-за границы, но она не за границей, а здесь, в Украине, и именно здесь ее надо решать. Реальный путь такого решения — применение мер по реформированию в экономике, в финансовом секторе и в судебной сфере.

— Правительство Украины обращалось к странам-членам FATF за технической помощью в организации соответствующего департамента, который бы занимался финансовым мониторингом. Канада готова оказать такую помощь?

— Мы передали эту просьбу в Оттаву. Пока что рано говорить, будет ли Канада оказывать поддержку именно по этому вопросу. Канада уже давно поддерживает реформы в Украине. Мы все еще поддерживаем реформирование в сельском хозяйстве, судопроизводстве, законодательном секторе, в сфере здравоохранения. Но мы хотели бы также видеть, что Украина и на высшем уровне берет обязательство проводить реформы.

— На Западе существуют опасения, что борьба с отмыванием грязных денег может превратиться в инструмент политической борьбы или давления?

— Первый вице-премьер-министр Николай Азаров во время встречи в МИД на прошлой неделе заверил больше тридцати представителей дипломатического корпуса, что механизмы борьбы с отмыванием денег будут абсолютно объективны и не будут направлены против конкретных сил. Надеемся, что правительство будет верно своему слову. Контрмеры в отношении Украины были введены не потому, что другие государства недружественны Украине. Скорее наоборот, потому что они — друзья. В этом, по-видимому, и состоит понятие жесткой любви. Обратите внимание, что за последние шесть недель Украина сделала намного больше, чем в течение 18 месяцев. Это показывает — как иногда жесткая любовь срабатывает.

— Есть ли шанс у украинского правительства на доверие сейчас?

— Абсолютно. Все, что надо делать, — это выполнять свои обещания и не обещать того, что сложно сделать...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать