Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Жестокое... детство

Право ребенка на счастливую жизнь не умеет отстаивать государство
23 октября, 00:00

Подростки украли, подростки избили, подростки убили... Тычущий ножом в одногодку девятилетний мальчуган (имел место и такой случай!) почему-то вызывает удивление взрослых, привыкших, казалось бы, за последние годы к охватившей общество тотальной жестокости.

Тех же взрослых уже не удивляют перманентные забастовки и акции протеста пребывающих на грани голода нищих учителей, добивающихся выплаты им многомесячной задолженности по зарплате (только в Новой Каховке на Херсонщине три школы с начала нового учебного года продолжают забастовку), сообщает корреспондент «Дня» Василий ПИДДУБНЯК. «Беспризорны» в отечестве учителя, беспризорны ученики. Дети... За годы независимости государство так и не научилось смотреть на ребенка как на будущее своего народа. Жестокость будущих поколений заложена в самой политической воле руководства страны, не признающего развитие ребенка приоритетным. Об этом же говорит катастрофическая ситуация в образовании — если государство устраивает, что через десять лет оно получит безграмотных членов общества — можно ничего не менять. Дети растут каждый день, и завтра что-либо менять может оказаться поздно. О проблемах правовой защиты детства рассказывает председатель Всеукраинского комитета защиты детей, адвокат Наталья Петрова.

— Каковы, на ваш взгляд, основные причины жестокости детей?

— Выборочный анализ показывает: 90% детей, совершивших преступления, сами были в прошлом объектами насилия, физического или сексуального. Или росли без присмотра. Такие дети ни разу не испытывали сострадательного к себе отношения и потому сами не знают этого чувства. Боль, унижение постоянно живут в ребенке, подвергшемся насилию. Он нуждается в реабилитации, то есть освобождении от них. Помочь ему забыть страдания могут только квалифицированные психологи. Кроме реабилитации, эти дети нуждаются в передаче положительных установок. Бывает, что им просто никто никогда в жизни не говорил, что можно делать, а чего нельзя. Да и остальным детям в обычных школах этого тоже не говорят. Школьные психологи есть далеко не везде, да и работают они лишь с теми детьми, которые к ним сами приходят. Профилактическая работа фактически не ведется. Прокуратуру и милицию по делам несовершеннолетних эта проблема интересует только в разрезе преступления и наказания, а не профилактической работы. Интересно, что большинство детей-преступников — неординарные личности, способные, с обостренным чувством собственного достоинства.

Я не за оправдание детей, совершивших преступления. Я за понимание причин, которые побудили их к этому. Исследования психологов (не наших!) показывают, что развитие ребенка, испытавшего насилие, но не получившего реабилитации, может идти в двух направлениях. Одни дети считают только себя виноватыми в происшедшем, у них развивается низкая самооценка, безучастность, безволие и подверженность влиянию. У других детей развивается обозленность и желание отомстить. Причем, не зная к себе хорошего отношения, дети эти злы на весь мир и мстят при первой возможности, причем не обязательно тем, кто причинил боль им.

— Конституция Украины традиционно гласит: «Все лучшее — детям!» Как это подкрепляется нашим законодательством?

— Беда нашей страны — у нас никто не знает своих прав, особенно дети. О Конвенции ООН «О правах ребенка» не слышало большинство из них. Бедность, в которой живет огромное количество детей и которая, кстати, является прямой причиной большинства детских краж, также является, согласно документам ООН, нарушением прав ребенка.

В Уголовном кодексе есть статья, предусматривающая ответственность за жестокое обращение с животными, но нет таковой за жестокое отношение к людям, не говоря уже о детях. Хотя в Конституции содержатся декларативные заявления о правах детей, например, статья 52 о преследовании по закону насилия над детьми. Не предусмотрена ответственность за пытки, за эксплуатацию детского труда. В статьях 122 УК и 117 УК, например, вообще не упоминается, что объектами мужеложства или изнасилования могут быть мальчики, а происходит это очень часто. Не существует статистики случаев жестокого обращения с детьми. Милиция считает, что у нее другие задачи, и такими вопросами занимается только в случаях совершения детьми или против детей уголовных преступлений.

— Расскажите, пожалуйста, о «мировых стандартах» охраны прав ребенка.

— Основные «мировые стандарты» четко изложены в Конвенции ООН «О правах ребенка». В развитых странах четко соблюдается принцип невмешательства государства во внутреннюю жизнь семьи. Однако существует целый ряд других механизмов выявления жестокости по отношению к детям. Это и круглосуточные «горячие линии», телефоны которых легко запоминаются и известны каждому. Это и широкая сеть социальных работников, ведущих профилактическую работу среди кризисных семей. Соседи, учителя, врачи, обнаружив факты или следы побоев, обязаны сообщить об этом в полицию. За несообщение учитель или врач может быть лишен лицензии на профессиональную деятельность. Полиция же обязана в двадцать четыре часа установить картину происшедшего и в случае надобности передать дело в суд. Каждый несчастный случай с детьми, повлекший тяжкие последствия, подлежит расследованию, а виновные — наказанию. Ответственность перед законом несут даже родители, чей ребенок в их отсутствие получил незначительную травму, а за гибель ребенка родители несут уголовную ответственность! Так на практике выглядит защита государством прав детей на жизнь и безопасное детство.

— Есть ли у нас в стране хоть кто-нибудь, заинтересованный в защите детей?

— У нас контролировать соблюдение законодательства в отношении детей должна прокуратура. Но ее деятельность носит, к сожалению, лишь обвинительный уклон. Практика показывает, что для рассмотрения дел несовершеннолетних нужны специальные суды, которых тоже нет. Социальная служба по делам детей, которая в развитых странах являет собой основу защиты их прав и подобие которой регламентировано Законом Украины «Про органы и службы по делам несовершеннолетних», находится на этапе становления. Простой пример — ни в милиции, ни в прокуратуре нет статистики, сколько уголовных дел возбуждено по фактам гибели детей. Такие дела, как правило, не возбуждаются или расследуются поверхностно. Похоже, что заинтересованных в восстановлении истины в таких случаях нет — государство на практике инертно и, продекларировав права ребенка, не создало механизмов контроля за их соблюдением. Родители зачастую сами могут попадать в разряд обвиняемых по этой категории, поэтому не спешат добиваться этого. Напрашивается вывод, что элементарное право ребенка на жизнь у нас должным образом не гарантировано. Или, выражаясь юридически, в нашей стране отсутствует приоритет прав детей — маленьких граждан, которые сами защитить себя пока не в состоянии.

— Говорят, что дети обходятся нам слишком дорого...

— Для того чтобы восстановить нормальную ситуацию, государство прежде всего должно начать смотреть на ребенка как на будущее своего народа. Это вопрос не финансов, а политической воли руководства страны — признать ребенка приоритетом или нет. Кстати, об этом же говорит катастрофическая ситуация в образовании — если государство устраивает, что через десять лет оно получит безграмотных членов общества, можно ничего не менять. Дети растут каждый день, и завтра что-либо менять может оказаться поздно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать