Знаки и значение

Вчера перед отлетом в Москву Президент Украины Виктор Ющенко подписал первые указы о кадровых назначениях. Исполняющим обязанности премьер-министра стала Юлия Тимошенко. Еще одним указом Президент упразднил структуру администрации президента Украины в ее нынешнем виде и утвердил Положение о создании секретариата Президента Украины. Государственным секретарем Президента Украины назначен Александр Зинченко. Секретарем Совета национальной безопасности и обороны назначен Петр Порошенко.
Довольно симптоматично, что указы были подписаны перед (а не во время или после) визитом в Москву. Затягивать дальше было невозможно, и вышло, что таким образом Ющенко продемонстрировал самостоятельность в принятии кадровых решений. Вчера в масс-медиа бурно обсуждалась тема, что, дескать, Президент Украины поехал в Кремль согласовывать кандидатуру на премьерское кресло. Произошло наоборот. При этом Виктор Ющенко сделал ставку на политика, которого до сих пор, мягко говоря, не очень воспринимали в Москве. Почему? Почему, опять- таки, Ющенко подписал указ о «и. о.», а не просто предложил кандидатуру лидера партии «Батьківщина» для рассмотрения в Верховной Раде? Как отреагируют в России на решение Ющенко — с уважением, как к решению руководителя суверенного государства или и впредь будут нагнетать ситуацию и в без того непростых отношениях? К сожалению, на момент сдачи номера не были известны как ответы на эти вопросы, так и результаты переговоров Виктора Ющенко и Владимира Путина. Кроме того, что президент России заявил, что Москва рассчитывает на преемственность в своих отношениях с Украиной.
Однако беседа вряд ли проходила без напряженности. И не только потому, что президенты должны были обсудить чрезвычайно острые проблемы в отношениях, но и потому, что у обоих политиков немало оснований для неприятия друг друга... У одного — из-за очевидного разочарования итогами избирательного процесса в Украине, а у другого — из-за довольно недвусмысленного поведения во время избирательного периода России, которая откровенно поддерживала конкурента Ющенко. Неприятный фон вчерашнему визиту нового президента в Москву добавляла и PR- утечка информации о том, что якобы накануне с Владимиром Путиным уже встретился экс-участник предвыборной кампании Виктор Янукович. Российские масс-медиа со ссылкой на таинственный источник сообщили, что, дескать, бывший премьер пытался заручиться поддержкой Москвы на следующих парламентских выборах. Народный депутат Тарас Чорновил, возглавлявший избирательную кампанию Виктора Януковича, сообщил вчера, что знаком с информацией о посещении Януковичем Москвы, однако не может ее ни подтвердить, ни опровергнуть.
Дискуссия по поводу целесообразности посещения Ющенко Москвы в качестве первого визита в Украине была достаточно острой. С одной стороны, эксперты советовали новой власти отмежеваться и не повторять многовекторную практику прежнего руководства. К слову, как сообщает Институт Евро-Атлантического сотрудничества, в прошлом году экс-президент Леонид Кучма из почти двух десятков своих зарубежных визитов половину нанес в Россию. И это не считая довольно частых телефонных бесед... Под вопросом стоит также логичность первой, а потому более чем символической встречи с людьми, которые проявляли явное неприятие персоны Виктора Ющенко. К тому же, каким образом соответствует поездка в Москву задекларированному новым Президентом намерению присоединить Украину к Евросоюзу? Конечно, сотрудничество с Москвой и Брюсселем не стоит считать полностью взаимоисключающим, но, опять же, речь идет о знаках и значениях... О рабочей результативности поездки вряд ли приходится говорить: до того, как решать проблемы государственного уровня, перед двумя президентами стоит задача прийти к взаимопониманию на личном уровне. «Персональный фактор» всегда играл значительную роль в отношениях между Украиной и Россией — однако, к сожалению, не всегда позитивную. С учетом евроинтеграционных планов Виктору Ющенко следовало бы делать ставку на то, чтобы перевести отношения с Россией на более формализованную и прозрачную договорную базу (о чем уже немало говорилось).
С другой стороны, поездка в Москву Виктора Ющенко могла бы помочь понять как руководству соседнего государства (с этим сложнее), так и простому россиянину (это особенно важно), что не так страшна «оранжевая» Украина, как ее «малюют» российские СМИ... Эту точку зрения, например, разделяет нынешний исполняющий обязанности министра иностранных дел Украины Константин ГРИЩЕНКО. В комментарии корреспонденту «Дня» он отметил, что «для снятия проблем в отношениях нужно снять наслоение подозрений, наслоение стереотипов, которые, к сожалению, определенные политические силы пытаются навязать обществу как в России, так и в Украине». Именно поэтому, считает дипломат, «визит Ющенко в Москву оправдан». «Цель этого визита — проведение откровенного диалога, направленного на позитив, но такого, который не пытается где-то отставить проблемные вопросы», — убежден Грищенко. «Нужно ехать туда, где есть проблемы. А потом двигаться там, где есть возможности», — подытожил он, намекая на приоритетность европейского и евроатлантического направления внешней политики Украины. Одобрительно по поводу визита Ющенко в Москву высказался «Дню» дипломат Посольства РФ в Киеве, советник-посланник Всеволод ЛОСКУТОВ. Он считает, что отношения между двумя странами имеют «хорошие перспективы; мы настроены на деловой, конструктивный, дружеский диалог, и уверены, что новый этап сотрудничества принесет конкретные успехи»... По поводу того, как Кремль будет реагировать на воплощение Украиной европейского вектора, российский дипломат отметил, что Москва «никогда не ставила вопрос — или-или». «Мы развиваем с ЕС активные отношения. И мы можем даже тут обсудить вопрос, как вместе сотрудничать. Кстати, проект ЕЭП направлен на то, чтобы повысить конкурентоспособность наших товаров на европейском, мировом рынках», — отметил российский дипломат (без учета, очевидно, неоднократных заявлений как экспертов из Украины, так и ЕС о том, что две интеграции противоречат друг другу). На вопрос «Дня», как Россия отреагирует на интенсификацию сотрудничества с НАТО, Лоскутов ответил, что позиция его страны по поводу расширения Альянса известна (то есть — полное несогласие). При этом он добавил: «Мы эти вопросы будем обсуждать. В конце концов, мы уважаем выбор Украины, ее политику. Украина — самостоятельное, независимое государство. Она сама определяет, как ей строить отношения». Правда, дипломат так и не дал ответа на прямой вопрос о том, с чем связан неприезд Владимира Путина на инаугурацию Виктора Ющенко. Лоскутов только отметил, что «Россия была представлена на очень высоком уровне: в мероприятиях по случаю инаугурации принимал участие председатель Совета Федерации Сергей Миронов».
На дополнительный вопрос, следует ли рассматривать неприезд Путина как реакцию на избрание Ющенко Президентом, российский дипломат однозначно заявил: «Ни в коем случае... В конце концов, такой же вопрос вы можете задать и другим вашим стратегическим партнерам». «Камень» полетел явно в сторону американцев, которые направили в Киев фактически бывшего госсекретаря... В дипломатическом мире определенное внимание придается символическим действиям, знакам, поскольку прямота может быть интерпретирована как вмешательство. Как можно трактовать приезд человека, который фактически уже не является представителем команды Буша? Вполне вероятно, что на Западе не хотят в очередной раз раздражать Россию: Вашингтон и без того обвиняют во всех «оранжевых» грехах... Однако такой аргумент играет на не совсем приемлемую оценку действий США в Украине: как раз последние события в Киеве должны еще более укрепить американскую элиту во мнении, что украинская составляющая внешней политики Белого дома, возможно, в чем-то и пересекается с российской, однако не настолько, чтобы делать сотрудничество с Киевом заложником плохого настроения в Кремле.
Корреспонденту «Дня» приходилось слышать в последние дни немало довольно «пророссийских» мнений от британских и американских дипломатов, представляющих штаб-квартиру НАТО. На вопрос, готов ли Альянс наконец повысить формат сотрудничества с Украиной до уровня Плана действий по членству, чаще всего звучало мнение: следует сначала уладить проблемы с Россией... Это при том, что до сих пор этот пассаж не «фигурировал» среди условий Альянса. Для «реанимации» того, каким образом брались обязательства Киевом, перечислим: проведение военной реформы (для этого разработана и принята необходимая законодательная база), разрешение экономических проблем (рост ВВП — лучшее доказательство позитивной экономической динамики в Украине), избрание Президента с соблюдением демократических стандартов (подозрения по поводу этого, кажется, остаются неопровергнутыми только у провластных политиков стран СНГ)...
Западные политики в целом положительно воспринимают визит Виктора Ющенко в Москву. Польские дипломаты, например, в неформальных беседах признаются, что Варшава серьезно настроила против себя Кремль во время участия в урегулировании политического кризиса в Украине президента Александра Квасьневского. Можно вспомнить, что не стеснялся публичной критики российских действий и верховный представитель ЕС по вопросам безопасности и внешней политики Хавьер Солана. Виктор Ющенко, таким образом, теперь, якобы, несет определенную ответственность за «оттепель» как в отношениях Киева и Москвы, так и Запада и России. Существуют в западных структурах и другие мнения. Так, один из функционеров НАТО среднего звена отметил «Дню», что «Украина должна выполнять в регионе такую же роль в отношении России, как Польша — сейчас в отношении Украины». Сама по себе такая идея, возможно, не несет ничего негативного для Украины. Если с этим согласится, конечно, Москва...
...Первые шаги Виктора Ющенко на должности Президента действительно не совсем однозначны. Хотя бы потому, что они не заставят «скучать» общественное мнение. Во всяком случае пока что интерес к его действиям как среди граждан Украины, так и за пределами государства не исчезает.
КОММЕНТАРИИ
Владимир ФЕСЕНКО, глава правления Центра прикладных политических исследований «Пента»:
— Я рад, что относительно этих назначений сбылся мой прогноз, который я сделал в одной из последних своих статей для «Дня», где говорил о возможностях функционального разделения между ключевыми фигурами в окружении Ющенко. Это схема функционального баланса, когда каждый из фаворитов, претендовавших на пост премьера, получил в свое управление одну из ключевых государственных структур. Эта конфигурация формально снимает связанный с борьбой за эти кадровые позиции конфликт в окружении Ющенко. Но остается вопрос: насколько слаженно будет действовать эта команда, не возникнет ли политическая война между Совбезом и Кабмином?
Что касается наиболее резонансного назначения — Юлии Тимошенко и.о. премьер-министра то, разумеется, оно будет воспринято очень неоднозначно. У нее есть шанс пройти через Верховную Раду, хотя для меня остается открытым вопрос, сколько голосов она сможет набрать в парламенте. Формально есть большинство — около 250 голосов, которое может поддержать Юлию Владимировну. Но этот показатель может быть и меньшим, поскольку у Тимошенко есть немало политических противников в ВР. В то же время известно, что Юлия Владимировна умеет договариваться, используя при этом самый широкой инструментарий. Поэтому она может увеличить число своих сторонников при голосовании ее кандидатуры.
Однако остается проблема — кем будет новый премьер? Он может оказаться «премьером-камикадзе». Потому что есть серьезные социально-экономические проблемы и серьезные противоречия между текущей социально-экономической ситуацией и стратегическими задачами структурного реформирования украинской экономики. И от того, насколько новый премьер сумеет справиться с этими задачами и их корреляцией, будет зависеть его политическое будущее. Я не исключаю, что Юлия Владимировна через полгода может стать некой жертвой непопулярных социально-экономических решений новой власти.
Иосиф ВИНСКИЙ, фракция СПУ:
— Все трое — нормальные люди на нормальных постах. Это право Президента — назначать, кого он хочет. Конкретнее что-то сказать можно будет после того, как решение главы государства будет официально опубликовано. А пока что я бы не спешил с оценкой персоналий.
Владимир ЗАЕЦ, фракция СДПУ(О):
— Эти назначения для меня — новость. Однако не такая, которая бы не была прогнозируемой. По отношению к Александру Зинченко можно было догадаться еще по ходу инаугурации. Я думаю, что это то решение, которое принимается, учитывая будущие парламентские выборы. Убежден, именно Зинченко будет координатором кампании политических сил, которые будут поддерживать Президента Ющенко.
Что касается Юлии Тимошенко, ее назначение является свидетельством того, что Виктор Ющенко выполняет свои предвыборные коалиционные обязательства. Серьезно критиковать подобное решение я не буду, поскольку в свое время Тимошенко в роли вице-премьера зарекомендовала себя как довольно успешный менеджер, что признают как друзья, так и враги. Особых проблем, которые бы делали невозможным прохождение Тимошенко через парламент, также не вижу.
Что же касается Петра Порошенко, то трудно сказать, насколько такая должность является для него желанной. Скорее всего, его назначение является достижением определенного компромисса и баланса между ключевыми игроками команды Ющенко. Однако учитывая те функции, которые предварительно оговаривались для СНБО, учитывая возможности их расширения, то, что этот институт при необходимости может заслушиваться премьер-министром, я не думаю, что должность секретаря СНБО может быть менее значимой, чем новые должности Зинченко и Тимошенко.
Выпуск газеты №:
№11, (2005)Section
Панорама «Дня»