Перейти к основному содержанию

Знаки внимания

24 февраля, 00:00

На днях в Киеве побывали одновременно сразу делегации Бундестага ФРГ и Конгресса США. При любых других условиях эти визиты были бы, вероятно, сразу и забыты. Но в той ситуации, в которой оказалась Украина сегодня, когда речь уже идет о кризисе, когда говорится про «сдачу» Украины России, оба визита выглядят — и, очевидно, и являются — чрезвычайно важными сигналами внимания со стороны Запада. В конце концов, едва ли оба визита совпали случайно. Но несмотря на все, они явно удостоверили, не кого, а что поддерживает Запад. В особенности имея в виду, что немецкая делегация побывала в Киеве вслед за «тройкой» Европейского Союза.

«Мы долго совещались с Министерством иностранных дел, со специалистами, были вопросы — следует ли сейчас ехать в Украину, — признался «Дню» руководитель немецкой парламентской делегации, председатель комитета Бундестага по вопросам внешней политики Ганс-Ульрих Клозе. — Но мы решили, что нужно осуществить этот визит именно сейчас». Приблизительно то же самое можно было услышать и от делегации американских конгрессменов (см. стр. 3). Факт остается фактом — несмотря на украинский внутриполитический кризис, наличие которого («вроде бы кризис», сказал в разговоре с корреспондентом «Дня» Клозе) для зарубежных парламентариев и дипломатов очевидно, Украина по меньшей мере не оказалась в изоляции. «Визит нашей делегации может подтвердить, что мы жизненно заинтересованы в существовании стабильной, независимой, демократической Украины», — сказал Ганс-Ульрих Клозе. «Мы видим, что она еще находится довольно далеко от той цели, которую она себе поставила, но несмотря на трудности, нужно двигаться дальше», — сказал он на встрече политиков и экспертов, организованной Атлантическим Советом Украины. Немецкие парламентарии не давали оценок того, что видели и слышали на встречах с Президентом, министром иностранных дел, в Верховной Раде — «мы не третейские судьи. Проблемы должны решать украинские политики». Как сказал «Дню» Клозе, делегация рассматривала все ветви украинской власти как единое целое, а оппозицию — как составную часть парламентской ветви. Значительно больше, чем скандалы, немцев удивило наличие плакатов в сессионном зале. По поводу «кассетного скандала» Клозе отметил лишь, что он слышал несколько версий, в том числе и касательно его заграничного происхождения. Никаких оценок, очень дипломатично. Вообще не было видно, что визиты обеих парламентских делегаций проходили в критическое время. Наоборот, слова членов делегации Бундестага должны были подтвердить, что наконец начинается нормальная планомерная работа по обмену делегациями, опытом, изучение возможностей — словно в подтверждение высказанного немецким политологом Раром тезиса о том, что внутренние украинские проблемы не скажутся на ее отношениях с Западом.

Заявление министра иностранных дел Анатолия Зленко — «Украина ни при каких обстоятельств не откажется от своего курса на европейскую интеграцию» — явно было воспринято положительно. Руководитель немецкой делегации отметил, что «мы приветствуем европейскую перспективу украинской внешней политики», и сказал, что в плане приближения экономической политики к требованиям ЕС Германия могла бы предоставить помощь. Так же, как и эксперты, немецкие парламентарии удовлетворены тем, что украинско-русские и украинско-польские отношения нормализуются. Отмечались и другие украинские положительные моменты — прогресс в сельском хозяйстве, развитие отдельных областей промышленности, первые сдвиги в энергетике. Была и критика — но вряд ли та, на которую, вероятно, можно было бы рассчитывать оппозиции, если бы к Украине относились как к Беларуси или как к Югославии времен Милошевича. Так, высказывалось беспокойство по поводу расследования дела Гонгадзе, но при этом — никаких оценок действий государственных структур, никаких попыток какого-либо давления или вмешательства во внутренние дела государства. Критика — вполне заслуженная, которая действительно не может мешать объявленному, кстати не оппозицией, курсу на европейскую интеграцию.

Правда, немцы, приветствующие евроинтеграционную направленность Украины, в которой, кажется, они не сомневаются, немцы, твердящие о своей преданности делу расширения Европейского Союза, очень осторожно говорят о реальных перспективах украинской интеграции. Если раньше ответ на этот вопрос заключался в фразе «нужно сначала выполнить положения тех документов, которые уже существуют», то сейчас можно было услышать — «не нужно спешить».

Преимущество визитов парламентских делегаций в том, что их члены имеют возможность говорить не только с одной ветвью власти, и, таким образом, получать более широкое представление о том, что же на самом деле происходит в стране и о чем на самом деле идет речь. Проблема украинских парламентских делегаций в том, что довольно часто их члены отстаивают противоположные взгляды, чего никогда не демонстрируют ни немцы, ни американцы, ни японцы, ни поляки, ни болгары.

Преимущество Украины в данном случае в том, что она — именно как целостное независимое государство Украина — получила сигнал поддержки со стороны двух влиятельных стран Запада, с любой из которых у нее есть шанс начать действительно партнерские отношения. И вдобавок, очевидно, после этих двух визитов существует шанс, что общая тональность публикаций западных СМИ может немного измениться. Если, конечно, Украина воспользуется этим шансом.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать