25 мгновений «Актера»
Валентин Шестопалов: «Мы открыты для всех, кто не боится экспериментировать»Четверть века для творческого коллектива — это, согласитесь, уже солидная дата. Киевский театр «Актер» отличатся тем, что в его афише представлены интересные и разнообразные пьесы, а «мотором и сердцем» является Валентин Шестопалов (художественный руководитель коллектива, режиссер и актер). В его коллективе коллеги из киевских театров могут поэкспериментировать, выступить в необычном для себя амплуа или просто почувствовать себя в творческом тонусе, когда в «пенатах» у них наступила пауза. Театралы любят «Актера» за теплую атмосферу, за камерность и искренность, за возможность сопереживать, вовлекаясь в сотворчество, когда некие флюиды идут со сцены в зрительный зал. Юбилей — это возможность вспомнить, как «Актер» делал свои первые шаги, полистать плакаты, афиши, рассмотреть фотографии, а еще — помечтать о будущем. Ведь если кафе-театру, которым он начинал свой путь, удалось пройти чиновничьи препоны и выбиться в известный коллектив, заняв свою нишу на театральной карте Киева, то это говорит о том, что Валентин Шестопалов ведет свой «корабль» верным курсом, а впереди у нас, зрителей, — увлекательное совместное путешествие, которое дарит каждый спектакль.
— Мы первый театр в нашей столице, открывшийся в довольно непростой период — 1987 год (конец советской власти), — вспоминает Шестопалов. — 3 апреля нам исполнится 25 лет, и мы решили неформально подойти к юбилею. Гостей предупредили о том, что приглашаем вместе повеселиться, а поэтому не нужно готовить торжественных речей: приходите и порадуйтесь с нами, посмейтесь от души, отведайте главное «блюдо» программы — капустник. В основу юбилейной программы мы положили сюжет спектакля «Царица ночи» (эта пьеса Николая Коляды была в нашем репертуаре). Его главный герой выращивает кактусы, а у нас на вечере — цветы-спектакли, которые родились в «Актере». А прологом будут приблизительно такие слова: «Я очень хочу, чтобы у меня был театр — в моей хрущевке, в подвале, небольшой, чтобы там была музыка и чтобы актеры играли, играли, играли...» — но если в финале у Коляды герой с горечью говорил, что у него не будет театра, то у нас он не просто есть, а уже юбиляр!
Я убежден, что для драматического театра очень важно, чтобы была хорошая пьеса. Когда в пней есть оригинальный сюжет, прописаны характеры героев, мысль и юмор, то тогда уже 90% успеха у вас в кармане. Все наши спектакли идут долго и всегда с переполненными залами. Можно сказать, что каждый спектакль театра «Актер» проверен временем (играем больше десяти лет), а «Скамейка» — визитка и талисман — идет уже 25 лет! Именно ею мы дебютировали 3 апреля 1987 года. Кстати, первые четыре сезона мы выступали в кафе, начинали играть в полдесятого вечера. Затем получили помещение в кинотеатре им. Чапаева, ставшее родным домом для актеровцев. Я хочу поблагодарить всех своих партнеров, которые совмещали карьеру в родных театрах с выступлениями у нас.
— Если полистать страницы вашей биографии, то нужно вспомнить, что вашим первым режиссером был Роман Виктюк. А почему вы его не приглашаете поставить в своем театре?
— Видимо, так звезды расположились. Я благодарен судьбе, что на заре нашей юности мы с Виктюком встретились. Это был 1958 год — даже страшно называть такую дату! Роман Григорьевич в ту пору преподавал в драмкружке во Львовском доме пионеров и работал актером в ТЮЗе. За десять лет совместной работы я у Виктюка сыграл восемь главных ролей, а дальше мы пошли каждый своим путем. Он — в режиссуру, я прошел актерские университеты (учился в Киеве, в студии при Театре им. И. Франко, в ГИТИСе, в Москве, затем работал во Львове и Киеве — Театр поэзии, Театр русской драмы им. Леси Украинки, где работаю параллельно с театром «Актер»). В общей сложности десять лет (1958 — 1968) сотворчества с Виктюком вспоминаю с теплотой. Сегодня критики позиционируют Романа как эпатажного постановщика, а я помню его интересные актерские работы и первые режиссерские эксперименты. Он постоянно в поиске, и это привлекает.
— Первые четыре сезона театр «Актер» существовал как театр-кафе, заполнив нишу, которой в ту пору в Киеве не было. Ныне многие творческие люди занимаются бизнесом. Не думали на базе вашего театра открыть ресторан или кафе?
— В 1980-х я чувствовал острую нехватку драматического театра и ролей притом, что был занят в репертуаре Русской драмы, но все-таки чего-то мне не хватало. Поэтому начал думать, что же можно сделать еще. Ведь актер — зависимая профессия. Если режиссер тебя не видит в роли, то ты ее не получишь. И вот в такой период я нашел пьесу Александра Гельмана «Скамейка». Это история о двух немолодых интеллигентных людях, встретившихся в парке, а скамейка «переворачивает» их жизнь. Это смешная и горькая история, как герои прошли путь от взаимной лжи к взаимной искренности. Узнав друг о друге все без прикрас, они проникнутся взаимным сочувствием, станут близкими людьми, может быть, самыми близкими на этом свете... За 25 лет «Скамейку» сыграл около 500 раз, и спектакли всегда проходят с аншлагами. Я вспоминаю захватывающий процесс рождения постановки, репетиции, но когда обратился в Дом актера, то получил отказ (в начале пьесы герой — неопрятный и выпивший — заигрывает к героине, а в ту пору развернулась антиалкогольная компания). Стали мы с Татьяной Родионовой (директор театра «Актер») искать помещение, где могли бы играть спектакль. Однажды проезжаю мимо кафе «Теремок», а там — ни души. Зашел. В ассортименте соки, газировка и мороженое. Спросил: «К какому району кафе относится?» Оказалось, что к Шевченковскому. Мы пошли в тогдашний райком партии, и третий секретарь рискнул, позволив нам поиграть в кафе. Нам повезло, что ветры перестройки уже подули, и так мы дебютировали в «Теремке». Первыми зрителями было все партийное начальство и тогдашние киевские чиновники. Спектакль им понравился, а затем три дня подряд мы играли «Скамейку». Этот первый спектакль заложил кирпичик в будущий дом театра «Актер»... Я считаю, что период кафе-театр мы прошли, а чтобы заниматься бизнесом, нужно иметь талант. Увы, коммерческой жилки я в себе не чувствую. Слава Богу, что сегодня мы имеем стабильное помещение, в котором работаем больше 15 лет.
— Каким вы видите будущее театра «Актер»?
— Для меня театр «Актер» — это способ самоутверждения, реализация сокровенных творческих мечтаний. Мы открыты для всех коллег столицы, кто хочет работать, не боится экспериментировать. Я рад, что на нашей сцене выступают Галина Стефанова, Ольга Когут, Лидия Яремчук, Алла и Олег Масленниковы, Наталья Кудрявцева, Лариса Руснак, Виктор Алдошин и др., и юбилей «Актера» — это наш совместный праздник.
Выпуск газеты №:
№54, (2012)Section
Тайм-аут