400-летняя Маланка в Красноильске

Она здесь настолько аутентичная, что уже довольно громко звучат предложения внести ее в список мирового нематериального наследия ЮНЕСКО. Красноильская (в юго-западной части Черновицкой области) Маланка поражает: это фактически парад, фестиваль, действо, которого не увидишь нигде. Шесть уголков поселка имеют свои маланкарские группы, которые 13 января ходят от дома к дому и поздравляют хозяев с Новым годом и Маланкой, а на следующий день происходит своеобразный парад маланкарских групп в центре поселка. Собираются они километра за два от центра и идут по широкой главной дороге. Идут — это значит не сказать ничего. Во время этого шествия происходит настоящий театр на улице. Перед группой маланкарей, как правило, идут, танцуя, ярко одетые «цыганки». За ними в колонне — «регины» — короли и королевы. Здесь есть парни и девушки, все же остальные персонажи красноильской Маланки — мужчины. За «цыганами» и «королями» идут главные герои этого праздника «деды» и «бабы», далее — «воины» и «охотники» с «медведями», которые чего только не вытворяют: падают, качаются в снегу, цепляются к прохожим. Именно здесь, в Красноильске, эти «медведи» особенные: они в костюмах из соломы и тростника, а одна из групп имеет «крылатых» медведей». Самые большие соломенные крылья имеют четыре метра пятнадцать сантиметров в ширину. Нести такую ношу на плечах совсем непросто ... Говорят, парни после Маланки три дня отсыпаются ... Одни называют этих крылатых «мутелями», еще кто-то — «ангелами», а две киевлянки, которые приехали на праздник в Красноильск, долго расспрашивали, где здесь найти «крылатых Мишек». И они появились ...
На красноильской Маланке есть традиционные маланкарские персонажи, как, например, «дохторы», которые ходят с огромными градусниками и ловят прохожих чтобы «збадати», Маланки с вениками, Деды с козами, и такие, которых не увидишь больше нигде. Здесь Маланка может ехать на лошади или в цыганской шатровой карете, а воины здесь — всех времен и народов: от воинов Римской империи, которые в морозный день ходили с голым торсом, до современных «беркутовцев».
С каждой группой вместе идут музыканты, и маланкари исполняют какие-нибудь очень древние колядки, которые больше звучат речитативом и на румынском языке, так как эта территория когда-то принадлежала Румынии. В конце концов, в Красноильске многие общаются между собой на румынском. Некоторые украинского даже не понимают, в чем имел возможность убедиться. Чувствуется и преимущественно румынская атрибутика маланкарей: большинство из них имеют ленты цветов румынского флага, однако это такая традиция.
Пожилые люди в Красноильске объясняют происхождение такого празднования Старого Нового года так: когда Дева Мария бежала с Иисусом от преследования, то ее спрятал Василий, работавший в поле. Воины Ирода прибежали и спросили, не видел ли он женщину. Василий показал, что она якобы пошла в какую-то сторону ... Конечно, не найдя Марии, они вернулись очень обозленные и хотели Василия убить, а он, чтобы его не узнали, надел маску. Отсюда и пошел маскарад.
В Красноильск с желанием увидеть зрелище приезжает много туристов, а здесь, оказывается, к этому не готовы. В нескольких километрах от границы с Евросоюзом поразили красноильские туалеты в центре поселка: их, как в добрые советские времена, можно было найти по запаху. Это некий памятник «великим тем годам» ... Не подготовились как следует и местные предприниматели: туристы бродили в поисках какого-нибудь кулеша, да и само действо началось в 16 часов, а до этого времени нечем было чем заняться. Возможно, стоило бы организовать концерт с выступлениями фольклорных коллективов, как это делают в Вашковцах той же Черновицкой области? В любом случае, присутствия и участия местных властей в этом празднике как-то не ощущалось. А, может быть, это и хорошо? Ведь когда власть вмешается, то потеряется и аутентичность и народная инициатива? Только вот надорванный украинский флаг на мачте в центре поселка таки стоит заменить.
Section
Тайм-аут