Африканская джазовая жара Донецка
Репортаж с фестиваля «Додж-2003»КИЛИМАНДЖАРО И БУБКА
Донецк встречал гостей солнцем и цветением райских яблочек. И то, и другое было логичным продолжением фантастического рассказа в поезде одного фотокора о покорении Килиманджаро. Коротко об Африке мы узнали следующее. Арабская девушка чуть не сожгла фотографа глазами сквозь чадру в лифте гостиницы. В глубине Африки все местные особи мужеского пола таскаются с колчаном, в котором две тупые стрелы. Оказывается, детей можно заводить хоть с тринадцати лет. «Причем у женщин множество прав, и при разводе за ними львиная доля имущества, — важно сказал фотограф. Это сообщение очень понравилось киевским журналисткам. «А вот жениться мужчинам разрешено — только в тридцать. И все это время жених доказывает свою любовь невесте тем, что стреляет ей по ягодицам тупыми стрелами». Здесь наши девушки приуныли. Зачем же традиции со «стрелами Амура» доводить до абсурда? «Что касается вулкана Килиманджаро ( 6000 м), — закончил рассказ фотограф, — то из наших журналистов добралось только двое до вершины. Взобрались мы как бы на край гигантской чашки. И в груди возник кристалл, сквозь который я на секунду увидел всю Вселенную… Кроме родственников». Почему родственникам места во Вселенной не нашлось — мы у покорителя не спрашивали. Видимо, что-то личное…
Наполненные доверху африканскими впечатлениями, мы сошли в Донецке. Не Африка, конечно, но жара тоже вполне приличная...С прошлого года в Донецке произошли перемены к лучшему — иномарки присмирели и перестали сокращать себе путь за счет тротуаров. Так что можно было спокойно, задрав голову, рассмотреть спортивного донецкого героя — прижизненный памятник легендарному Олегу Бубке. Стальной Бубка скорее напоминал астронавта, чем легкоатлета, и своим шестом, словно пикой, протыкал синий полог небес…
ОТ СЕКСА ДО СЕРДЦА
На пресс-конференции фестиваля (организованного медиа-группой Level и горсоветом) я поинтересовался у членов жюри, чего для них в джазе больше (учитывая его трансформацию за сто лет от «музыки секса» к «музыке сердца») — чувственности или сердечности. Президент фестиваля Александр Серый плавно обошел сексульное ядро вопроса и ответил, что лично для него джаз ассоциируется «с солнечным светом и отличным настроением». Легендарный конферансье из Питера Владимир Фейертаг заметил: «Секс, конечно, охватывает любые проявления человеческой деятельности. И секс для человечества важнее джаза. Но джаз, что совсем не лишнее, развивает и чувственность, и эстетику...»
Не лишними были деньги, приготовленные для победителя среди юниоров — Гран-при тянуло на 8 тысяч гривен.
ШИКАРНЫЕ БУРЛАКИ
Итак, в 6 часов вечера началась джазовое колдовство.
Открыла концерт киевская вокальная группа «Men sound». Вместе они напоминали сборную, состоящую из дуэта «Смэш», трио «Би Джиз» и солиста-одиночки Рубена — колоритного восточного парня, обладающего сочным басом.
В начале как-то они не слишком брали. Это состояние можно назвать «в ожидании экстаза». Стараются, лица кривят (маньяк-оператор все время показывал чей-то перекошенный рот на весь экран). Все это напоминало не слишком настойчивое приставание к девушке. Кавалер все убалтывает и убалтывает, но бесконечно далек до решительных действий. Не хватает градуса, вроде пива…
Рубен, по-французски грассируя, объявил русскую народную песню «Дубинушка». И тут неожиданно ребята раскачались, «драйванули» на бурлацком хите. Этих молодцев в шикарных белых костюмах, конечно, с трудом можно было представить волочащими баржу по Волге. Но, к примеру, несколько десятков надувных матрасов с красивыми девицами в бикини — они точно бы потянули. Примерно то же по накалу чувство удалось им извлечь из украинской народной «Дай менi, дівчино, зiлля». Бас Рубена звучал особенно требовательно.
В фойе, в перерыве, оркестр Сергея Щербакова неслабо выводил «Как прекрасен этот мир» Армстронга — голосом самого Армстронга. Загорелое лицо и седой ежик солиста из Антрацита прекрасно дополняли высокохудожетсвенный хрип. Если закрыть глаза, то антрацитовое исполнение отличить от нью-орлеанского почти невозможно.
После перерыва выступило трио трубачей во главе с Валерием Колесниковым. Колесников играл виртуозно, но композиции являли собой что- то вроде стариковской жалобы, мол, денег мало, кефир дорог…Однако на дне этих блюзовых сетований хитро поблескивала ирония, что делало вещи по-настоящему темпераментными, сильными и беспощадными к себе.
МАЛЕНЬКАЯ ЛЕРА
Уже ближе к восьми появился спецгость фестиваля — Лера Герхнер (Германия—Россия).
В маленьких, панковских очечках, зеленой майке и оранжевых асимметиричных колготах в крупную сетку, обтягивающих тонюсенькие ножки, она была похожа на разнузданную Пеппи Длинныйчулок из Гамбурга ( в ночных клубах которого она чаще всего и выступает), являя собой смесь дерзкой девочки-подростка и порока.
Но в ее хрипотце кроме лени, искрились поначалу едва заметные угольки страсти. Эти крошки стал раздувать саксофонист Алексей Попов. Его белые импозантные брюки противопоставлялись хулиганскому наряду Леры.
Сакс поначалу слегка мурлыкал, но потом заревел в полную силу и попер, будто заряженный весенней энергией слон. Черные капельки очков Леры, задорно блеснув, приняли вызов и сквозь инфантильное звучание ее голоса стало прорываться неподдельное буйство.
Завязался чудесный диалог вокалистки с саксофонистом. Попов пустил свирепым носорожьим галопом свой саксофон, и Лера, словно покоренная дочь вождя, в знак признания силы, встала перед музыкантом на колени. Затем она дала такой вокал, что поток энергии закрутился и ушел вверх. Саксофонист не отстал — вверх умчался второй поток энергии. Третьим участником стала электрогитара. Все три потока: саксофон, электрогитара, голос переплелись, словно воздушные змеи. Контрабассист, ритм-секция очень четко обозначили конструкцию, в которой пульсировал звук. Как олицетворение покоя дальним фоном растекся рекой синтезатор. Наконец, коснувшись небес, голос Леры оборвался и рассыпался барабанной дробью…Публика отбивала ладоши минут пять. И дабы несколько унять эмоции, Гехнер .исполнила классический блюз «Georgia On Му Mind».
Певица сняла очечки, и в ее «дикарском», мулатско-индейско-африканском лице проступила материнская мягкость. Джоджию она укладывала спать, словно ребенка. Сквозь дерзкие черты Леры просвечивала простая и древняя мудрость. Это была укрощенная лава, которая не столько обжигает, сколько дарит тепло. Да и Попов сумел из своего инструмента извлечь звуки совершенно нежнейших оттенков…
«Ждем вас завтра! — сказал Фейертаг публике. — Когда выступают такие артисты, рабочий день — это несерьезно!», — подвел он итог первого фестивального концерта.
Выпуск газеты №:
№91, (2003)Section
Тайм-аут