Альфа украинского рок-н-ролла
Участники концерта памяти Сергея Кузьминского показали обществу пример единения«Даха Браха», «Брати Карамазови», «Мертвий півень», «Димна суміш», «Перкалаба», Мad Heads XL, «Кому вниз», «ТІК», «Плач Єремії», «Піккардійська терція», «Мандри», ТНМК, белорусский «Ляпис Трубецкой», «Гайдамаки», «Бумбокс», ВВ, «Океан Ельзи» приняли участие в концерте памяти Сергея Кузьминского «Я вернувся домів».
Интересно, что концерт «Братів Гадюкіних» почти совпал во времени с выступлением в Киеве Ринго Старра, барабанщика «ливерпульской четверки». Культовые «Гады» для украинской музыки — то же, что The Beatles — для британской. По крайней мере, по показателю общественно-музыкальной революционности. Вот только в отличие от The Beatles наши «Брати...» до сих пор в искусственном андеграунде.
— «Гади» — это фундамент украинского рок-н-ролла, — говорит Мисько БАРБАРА из «Мертвого півня». — Львов. Начало 90-х. «Брати Гадюкіни», Сестричка Вика. Вскоре появились «Плач Еремії» и «Півні». Нам казалось, что мы — центр Вселенной. И все, что происходит вокруг, не стоит внимания. Лишь мы творим историю. В известной степени, так и было.
— Сергей Кузьминский — голос революции в украинской музыке, — считает Александр «Фоззи» СИДОРЕНКО из ТНМК. — Была себе эстрада. Жила на УТ-1. Потом появились «Брати Гадюкіни», и все изменилось.
— Как-то мой одноклассник дал послушать кассету «Братів...», — вспоминает Славко ВАКАРЧУК из «Океану Ельзи». — Если бы не послушал ту запись, как знать, поверил ли, что можно петь рок на украинском языке.
— «Гадів» считают наиболее удачной инкарнацией The Rolling Stones в украинском музыкальном пространстве, — отмечает Олег СКРИПКА из ВВ. — Не только стилистически. А еще потому, что они тоже выполнили определенную миссию. Ведь именно им удалось изменить представление о сущности вещей всего постсоветского поколения. Уверен, перестройка в Украине началась именно с песни «Всьо чотко!»
Вспоминаете, тогда общество было криминализированное, бескультурное, депрессивное. Произошел не только политический крах (распад СССР), но и социально-экономический (инфляция, безработица, бедность...). По проспекту Свободы во Львове прогуливались «пацаны», одетые в спортивные костюмы китайского производства, и лузгали семечки. Собственно, то время отображено в творчестве «Братів Гадюкіних». И это, как модно говорить в роковой тусовке, задевало. Своей легкостью, непринужденностью, непосредственностью, «свежестью». Задевает и сегодня. «Брати...» все также актуальны. Они — наша история. А в истории, как это бывает, есть место и победам над собой, и возвращению на круги своя.
Некоторые музыканты метко подмечают, что за двадцать лет нашей независимости было только два комфортных для украинской музыки периодов. Первый был длительным: две трети 90-х. Второй совпал с первым годом президентства Ющенко. Дальше опять андеграунд. До сих пор. Как показал концерт, в этом андеграунде находятся тысячи людей. Живут семьями. Несколько поколений. И в этом, в частности, «заслуга» отечественных журналистов, которые навязали (и продолжают навязывать) украинцам маргинальное представление о себе. Режиссер события «Я вернувся домів» Михаил Крупиевский отмечает, что хотя украинская культура — яркая и выразительная, у нас очень размытое представление о ней. Поэтому, по его словам, нужно ее представлять с ощущением стиля и вкуса, показывая, где проходит черта между культурой и китчем. В конечном итоге, культурой и мракобесием, имея в виду низкокачественную российскую попсу. (Благодарим, Михаил, за жесткий роковый концерт! Кстати, и за прекрасный видеоряд.)
Поэтому, по его словам, нужно ее представлять с ощущением стиля и вкуса, показывая, где проходит черта между культурой и китчем. В конечном итоге, культурой и мракобесием, имея в виду низкокачественную российскую попсу. (Благодарим, Михаил, за жесткий роковый концерт! Кстати, и за прекрасный видеоряд.) В отечественной новейшей истории немало поражений. Самые свежие в памяти — последние два года, когда «вымывание» всего украинского стало особенно ощутимым. Объединившись во время данного события, музыканты продемонстрировали пример для всего общества, очевидно, помня, что украинский рок всегда способствует ощущению своей принадлежности. (Сколько раз так было!) Настоящим красноречивым актом они засвидетельствовали, мол, не нужно ждать сплочения политиков, нужно консолидироваться самим!
— Украинцам свойствен объединительный процесс, — подытоживает режиссер Сергей ПРОСКУРНЯ. — Мы умеем объединяться по разным признакам: профессиональным, кумовским, близкого и далекого родства, кулинарным (создав партии любителей сала или почитателей вареников). А главное — можем это делать перед лицом опасности, когда речь идет о потере нашей идентичности. Тогда становимся конструктивными и преисполненными любви друг к другу. Сейчас именно такой период.
КОММЕНТАРИИ
Фома, группа «Мандри»:
— Я давно не видел такой классной рок-тусовки! Она свидетельствует как раз о том, что, по крайней мере, в музыкальном сообществе все хорошо. Кстати, это пример для остального нашего общества.
Данный концерт — беспрецедентное событие в истории отечественной рок-музыки! Даже чувствую давно подзабытое волнение. История украинского рок-н-ролла продолжается, несмотря на неблагоприятные для него обстоятельства. В частности и благодаря «Братам Гадюкіним», которые, собственно, ее и начинали.
Андрей ХЛИВНЮК, группа «Бумбокс»:
— Фактически, «Гади» являются частью всех тех команд, которые принимают участие в концерте памяти Сергея Кузьминского. Все мы используем «фирменные» высказывания из их творчества. Слушаем в авто песни. Так или иначе, вырастали/формировались на этих композициях. В конечном счете, «Брати...» — часть украинской музыкальной истории и истории в целом.
Нам нужно делать то, что интересно, что знаково и благородно для общества.
Сашко ЯРМОЛА, группа «Гайдамаки»:
— Я без пафоса скажу, что напоминание о Сергее стимулирует процесс рок-н-ролла в украинском обществе. Потому что этого рок-н-ролла стало очень мало, зато много попсы. Сергей был человеком непопсовым. Стопроцентно. И данное событие несет в себе рок-культуру. Очевидно, нужно объединяться, но, в первую очередь, нужно делать рок-н-ролл. Просто быть независимым от материальных ценностей, от системы, от всего этого пиара в масс-медиа... Просто делать то, что любишь. Делать с любовью. С ощущением свободы. А для этого нужно быть свободным.
Сергей ХАРЧУК, директор фестиваля «Славське рок-фест»:
— Как-то с другом Владимиром Лавринчуком, председателем правления «Райффайзен Банк Аваль», мы сидели за бокалом вина. Ему пришла идея инициировать концерт памяти Кузи. Владимир, как и многие из нас, получил свои первые эстетические уроки от The Beatles и The Rolling Stones. Мы до сих пор тяготеем к этой музыкальной эстетике. Многократно на YouTube пересматривали трибьют Джорджа Харрисона, гитариста The Beatles. В последнее время ушли из жизни немало культовых личностей в музыкальном мире: упомянутый Сергей Кузьминский, Василий Гонтарский, Тризубый Стас. Очевидно, Кузя — глобальный. «Братів...» слушали и слушают и на Западной Украине, и на Восточной. Кроме того, по своей иронии, сатире он остается непревзойденным. У него появились последователи. Например, группа «Гуцул Каліпсо» из Черновцов.
Если говорить о музыке «Гадів», то я вообще этот стиль — ритм-н-блюз — очень люблю. Считаю, что среди отечественных команд они были и остаются самыми лучшими в этом стиле. Так же Кузя был гениален в своем шарже на тогдашнее общество. Делая его срез, он в известной мере способствовал изменениям, которые потом в нем произошли.
Иван КАПСАМУН, редактор отдела политики газеты «День»:
— Впервые в своей жизни я побывал на рок-концерте (билет за полчаса до концерта неожиданно получил от главного редактора Ларисы Ившиной). Показательно: первый концерт и первая украинская рок-группа «Брати Гадюкіни». Решил посчитать... я лишь на два года старше самой группы. Скажу честно, такие песни, как «Наркомани на городі», «Всьо чотко», «Файне місто Тернопіль» я в детстве слышал, но не знал, кто поет. Было просто прикольно ходить и петь. Осознание пришло значительно позже.
В этот вечер песни «Братів Гадюкіних» звучали в исполнении известных украинских рок-исполнителей в рамках концерта памяти Сергея Кузьминского. Как метко сказал кто-то из исполнителей, это альфа и омега украинского рока. Со сцены исполнители признавались в любви к «Гадам» и подчеркивали: «Их творчество — это часть нас». В этом можно было убедиться, когда на сцену вышел Тарас Чубай на костылях и запел песню «Дівчина з Коломиї». Кроме того, было очень приятно слышать украинский язык (песня «Наркомани на городі») в исполнении белорусской группы «Ляпис Трубецкой».
К сожалению, Сергея Кузьминского уже нет, но его песни и память о нем остались. Само осознание этого и позволило организовать такой грандиозный концерт. Можно с уверенностью сказать: мы увидели гражданское общество в действии. Формула простая: наличие желания что-то делать. Чего так не хватает нынешним украинским политикам. Говорят, что каждый народ имеет ту власть, которую он заслуживает. Но если музыкальное общество сумело организовать такой праздник, тогда мы имеем не такую власть, которой заслуживаем. Потому что она не способна объединиться, иногда даже за пять минут до расстрела. Если на сцене в этот вечер можно было увидеть группы из разных городов Украины, объединенные одной идеей, то на какой политической сцене мы можем увидеть что-то подобное при участии политиков?
Можно с уверенностью сказать, «Брати Гадюкіни» — это визитная карточка Украины. Их хорошо знают за границей, особенно в России, и будут знать еще лучше. Но они открывают Украину не только за рубежом, но и для многих украинцев в самой Украине. Причем не только для восточных и южных. Для меня как человека, который вырос на самом юге Украины — в Одесской области, этот концерт стал очередным открытием украинской Украины.
Да и в целом на рок-н-ролл в этот вечер я посмотрел с другой стороны. Не обещаю, что обязательно стану фанатом рока, но это позволило мне открыть некоторые новые страницы многогранной жизни.
Артем ЖУКОВ, веб-редактор газеты «День»:
— Как бы не называли легендарных Гадюкиных: «украинскими The Rolling Stones» или «Led Zeppelin»,— собственно, украинского от них не заберешь. В конечном итоге, было бы скорее странно, чем закономерно, если бы львовская группа творила другую музыку. Существеннее всего то, что «Брати Гадюкіни» всегда играли качественную музыку и никогда — под фонограмму. Такое количество известных групп на одной сцене — явление уже необычное, особенно когда каждый исполнитель в своем уникальном стиле перепевает легендарные композиции. Лично для меня, «Брати Гадюкіни» всегда были эталоном, группой, на которую стоило бы равняться в творческом смысле, а кассеты, диски и треки на плеере еще с детства сопровождают во многих ситуациях. Поражает, что за, на первый взгляд, простыми словами песен «галицькою розмовною» скрыт мощный концепт, который уже свыше двадцати лет не дает покоя сторонникам и фанам творчества Гадюкиных. Для одних (исполнителей) — это возможность самореализоваться, для других (потребителей продукта) — сатисфакция от услышанного. Есть еще одна функция качественной музыки — объединение фанатов вокруг творчества исполнителя. В этом случае Гадюкины, как по мне, превзошли себя, поскольку под их записи из кассетных проигрывателей вырастало мое поколение не только во Львове, Ивано-Франковске или Коломые, но и в Одессе, Севастополе... Качественная украинская рок-музыка сегодня есть и во многом благодаря «Братам Гадюкіним», которые в свое время поддержали «Мертвого півня», «Плач Єремії» и других в своих творческих начинаниях. Уникальный «фасон» творцов «Було не любити», «Файне місто Тернопіль», «Всьо чотко!» не оставит безразличными, уверен, еще не одну генерацию украинцев как на Западе, так и на Востоке, а это и является апогеем того продукта, который творят Гадюкины. Рок-музыка в любом проявлении априори предполагает сторонников из «думающей» аудитории — глубоко антонимической аудитории массовой, популярно-эпизодической, которая никоим образом не направлена на воспитание граждан с четкой позицией, в первую очередь потому, что украинского в ней мало. «Брати Гадюкіни» заняли особое место в украинском музыкальном пространстве.
Выпуск газеты №:
№97, (2011)Section
Тайм-аут