«Апокрифы»: стильная живопись
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040422/472-8-4_0.jpg)
Галерея L-ART предлагает вспомнить о моральных ценностях и сущности человеческого бытия. Потому что выставка с названием- трактатом «Апокрифы» художника Ярослава Присяжнюка — не что иное, как философия мировосприятия и способ визуального воссоздания на полотне безликих архетипов. По словам самого художника, «Апокрифы» являются только попыткой канонизировать общечеловеческие праобразы. Ведь, как утверждает большинство психологов, они существуют в «коллективном бессознательном», однако архетипы недоступны для непосредственного восприятия. Скажем, человек всегда использует такие понятия, как «любовь», «дружба», «счастье», «горе», но они не подлежат конкретизации и визуальному толкованию. Такое утверждение опровергает художник Ярослав Присяжнюк, все-таки сделав их доступными в изобразительной форме.
Мастер удачно создал связь между неуловимым архетипом и цветом. Каждому архетипу отвечает конкретное настроение, а следовательно, и цвет. Кстати, это и является основным принципом построения экспозиции: работы разделены на три части по трем цветам и трем сюжетным мотивам.
Наибольшее внимание автор уделил гамме красных цветов, которая интуитивно оценивается человеческим мышлением как напряжение, энергия, самодостаточность, порыв. Эти чувства отвечают отношениям влюбленных, поэтому серия работ — «Остров влюбленных», «Влюбленные», «Завтрак влюбленных» и тому подобное — символически выполнены в ярком красном цвете и его приближенных оттенках. Кто-то высказывается о любви благодаря банальным образам из разряда «весна, цветы, море или лунная ночь», а у Присяжнюка мотивы простые, яркие, однако с разнообразными ассоциациями. Индивидуальная стильная живопись художника имеет свое продолжение и в форме синего цвета — цвета путешествующего человека, цвета поиска нового смысла жизни. Или еще один аспект — синий цвет может ассоциироваться с представлением о бесконечности того же поиска, невозможность только собственными силами найти собственный счастливый финал. Поэтому-то синий циклоп стоит в своем отгороженном синем садике под полной луной, не понимая, что за пределами его собственной территории существует другой мир. Третий, желтый цвет определяет покой, взвешенность, сосредоточенность и тягу к самооценке благодаря образу старого человека или воображаемой «Модели мира» — падение голубя на фоне ярко-желтой Земли.
Итак, простые, на первый взгляд, художественные образы на самом деле расширяют пределы ассоциативного восприятия живописи Присяжнюка и делают ставку на индивидуальную трактовку увиденного. «Апокрифы» для каждого посетителя оставляют собственную вариацию как архетипа, так и понимания искусства. Поэтому остается прийти — и найти свое.
Выпуск газеты №:
№72, (2004)Section
Тайм-аут