Арт-подполье Донецка
С июля начала действовать группа «Мурзилки». Художники развешивают по городу сатирические фанерные фигуры террористов
Некоторые из них весьма узнаваемы. Так, стена бывшего кинотеатра «Комсомолец» на центральной улице города была украшена изображением «министра самообороны ДНР» Игоря Гиркина (Стрелкова), который намеревается пустить себе пулю в висок, а ниже — призыв «Just do it!» («Просто сделай это!»). Возле Донецкого областного Дворца бракосочетания, где недавно женились «первая пара, зарегистрированная в ДНР» боец «Моторолла» и Елена «Прекрасная», появилась фигура брачующихся, где жених изображен как получеловек-получерт. Так же в городе видели Шарикова с гранатометом, Смерть-Новороссию, злобного клоуна с автоматом и других персонажей.
Размещение таких сатирических объектов в городе в это время — немалый героизм. Ведь если креативщиков поймают, им грозит, как минимум, рытье окопов, хотя, скорее, длительное пребывание в пыточных. Чтобы узнать, каково это создавать публичную сатиру на вооруженных представителей «ДНР», «День» пообщался с одним из творцов культурного подполья Донецка на условиях анонимности.
— Как давно существует арт-группа?
— Арт-группа появилась как ответ на происходящее в городе. Наша реакция могла выразиться только в форме стрит-арта, как более наглядного вида изобразительного искусства. До этого никаких граффити, уличных инсталляций в нашем творческом опыте не было.
— Почему решили именовать себя «Мурзилки»?
— Название группы, как это обычно бывает, взято по наитию. Хотя тот факт, что известному детскому журналу в этом году исполнилось 90 лет, как бы тонко намекает, что мы тоже не юноши.
— Почему выбрали именно такие материалы и такой формат?
— Обычное изображение на стенах с помощью баллонов с краской, трафаретов и так далее занимает слишком много времени. Поэтому был выбран вариант с отдельными фигурами из фанеры, которые можно разместить буквально за несколько секунд. После — работа фотографа, который, наверное, рискует больше всех.
— Какая из ваших работ была самая запоминающаяся?
— Удачной работой мы считаем стреляющегося Стрелкова. Одним из любимых персонажей был образ «Смерти», размещенный напротив торгового центра «Континент». У него была и некоторая аудитория — ведь обычно их слишком быстро срывают. «Злобного клоуна» убрали в течение получаса.
— Как донетчане реагируют на такое творчество?
— Не всегда удается понаблюдать за реакцией людей, и ни разу пока не видели процесс снятия самих фигур. Интересно, что с ними делают, скорее всего, увозят с собой, потому что расположенные рядом мусорные контейнеры были пусты. Первый Шариков порадовал числом поклонников — прохожие с удовольствием фотографировались рядом. Другой Шариков был расположен вдали от автодорог, но в людном месте — на конечной остановке трамвайных маршрутов. Знаем, что провисел там, как минимум, два дня, но сейчас возможности проверить нет.
— Как выбираете образы для своих работ?
— Вдохновляющие образы, которые так и просятся, чтобы их воплотили, — просто вокруг. Много и каждый день. У нас уйма набросков, задумок, эскизов. Правда, осложняется ситуация отсутствием возможности приобретать нужные материалы — как финансово, так и из-за некоторого дефицита их в опустевшем Донецке. У нас есть уже персонажи, которые выйдут на улицу в мирное время. Например, «вездесущий» — образ писающего по углам. Или укомплектованные бабушками лавочки — для создания численности мирного населения — хотя, вероятно, это актуально именно сейчас.
— Много творческих людей всегда подчеркивают то, что творчество вне политики. Вы же в данной ситуации проявляете свою гражданскую позицию.
— Любое творчество в политике, как правило, однодневное, и не оставляет особой памяти ценителей. Но оно необходимо, как и работа журналиста печатных и интернет-изданий, телевидения. Наши традиционные художественные работы, конечно, более камерные и тематически совсем другие. Но стрит-арт довольно заразителен, на него «подсаживаешься».
— Как себя ощущаете в такой ситуации, когда центров культуры, особенно неформальных, в городе не осталось? Бывает ли страшно, в частности, во время размещения объектов? Что мотивирует продолжать это делать?
— Каждый раз размещение таких объектов вызывает очень нехорошее чувство страха. Не просто выброс адреналина для экстремалов — это реальный страх. Мы сейчас находимся отнюдь не на правовой территории, поэтому в случае поимки нам грозит явно не штраф. В фильме «Выход через сувенирную лавку» хулиганская вылазка Бэнкси в «Диснейленд» преподнесена как героический поступок. Для нас уже, пожалуй, это было бы просто развлечением. Во время первой акции машину остановил ДНРовский патруль, а в багажнике лежал один из персонажей. Слава Богу, что все обошлось!
А мотивацией может служить только одно — нежелание сидеть сложа руки и молчать, смотря на то, как твой город превращается в пустыню и обитель страха.
Вообще вся эта стрессовая для города ситуация должна стать хорошим катализатором для всплеска и роста культурной жизни в дальнейшем.
— Ваши работы можно назвать локальными ироническими прививками от сепаратизма. При условии окончания боевых действий на территории Украины, какие масштабные «прививки от сепаратизма» можно делать (культурные акции, образовательные проекты и так далее)? Что поможет, на ваш взгляд?
— Прививки от сепаратизма не помогут — надо делать прививки от глупости. И это уже задача всех образовательных и культурных учреждений.
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНЫ АРТ-ГРУППОЙ «МУРЗИЛКИ»
Выпуск газеты №:
№143, (2014)Section
Тайм-аут