Перейти к основному содержанию

Асимметрия

Украинский шоу-бизнес-2003
10 февраля, 00:00
Когда-то кто-то метко заметил, что украинский шоу-бизнес существует от выборов до выборов. Этот остряк имел в виду большую зависимость нашего артистическо-музыкального массива от политическо-бизнесовых структур и от конъюнктуры предвыборной гонки. Однако 2003 год не был годом выборов ни парламента, ни президента, а потому нельзя говорить о какой-то заангажированности, о «продажности» или «непродажности» артистов. Год был нейтральным. То есть обычным. То, что официально 2003 год был провозглашен Годом культуры, да еще и Годом России в Украине, какого-то реального отображения это в событиях не получило. Конечно, если не принимать во внимание стандартный набор российского эстрадного «нафталина» и нескольких официозных шоу, имевших совковый привкус искусственно организованных «мероприятий». Следовательно, все субъекты нашего шоу-биза были в течение года в равных условиях, их активность или пассивность, их удачи и успехи или неудачи и поражения не можем отнести на счет присутствия или отсутствия специальных средств, полученных от тех или иных политмасшабов. Несмотря на это, невыборный 2003 год назвать «мертвым сезоном» для шоу-биза язык не поворачивается, потому что на самом деле год был очень насыщенным, ярким, беспокойным и нестандартным. Год вывел на сцену новых героев (или антигероев), наглядно засвидетельствовал присутствие новых явлений и тенденций, заставил радоваться и разочаровываться. Давайте оглянемся и вместе проживем этот год еще раз.

События

В конце 2002 года «ВВ» разродились новым альбомом. Для известнейшей украинской рок-команды появление нового материала студийного качества автоматически превращается в событие. Так и было. Живая презентация альбома «Файно» отгрохотала во Дворце Спорта, а позже — в январе и феврале 2003 года — «ВВ» под знаменем «Файно» отбомбили несколько концертов, а Олег Скрипка дал невероятное количество интервью. По всему было видно, что «ВВ» окончательно закрепились на позиции «этно-рок», а тот же Олег Скрипка впервые озвучил свои намерения продюсировать фольк-ансамбль «Божичи», а ближе к лету провести большой фольк-фестиваль под названием «Країна Мрій», где соберутся адепты чистой аутентики и рок- фольковые формации. Через некоторое время свой первый живой альбом (записан в экс-Октябрьском дворце во время сольного концерта) презентовала Мария Бурмака . В диск включили также и несколько видеотреков из концерта, чтобы можно было не только оценить качество звука, но и увидеть — хоть и фрагментарно — тот знаковый для певицы концерт под названием «Миа». Всеукраинский тур Бурмаки состоялся осенью, охватил десять крупных городов Украины и показал способность Марии собирать аншлаги в больших залах на Востоке и на Западе страны. Весьма нетривиальное событие начала весны — серия концертов «Мертвого півня» Виктором Морозовим во главе, под названием «Афродизиаки». Ветеран украинской эстрады, лидер когда-то известных «Арники» и Театра «Не журись! « Виктор Морозов нашел подзабытые хиты 70-х, написал еще с полдесятка новых песен, «Півні» все это завернули в рок-н-ролльную обертку и все вместе как «Афродизиаки» представили публике в киевских и львовских клубах, куда просто трудно было пробиться. Позже появился одноименный диск, который, кстати, идеально передает атмосферу тех концертов.

Всеукраинским туром номер один можно назвать промотур «Океана Эльзы» по случаю выхода «Суперсимметрии». Альбому предшествовал CD-сингл, туру — два видеоклипа и мощная их ротация. Как вследствие — полные Дворцы спорта в городах-миллионниках и безумная скорость продажи нового альбома. На середину 2003 года уже было ясно, что «Океан» бьет рекорды на рынке аудиопродукции. Интересно, что «Лавини Music», издавшей диск, удалось опередить аудиопиратов, с чем их можно поздравить.

А вот Виктор Павлик поздравил своих почитателей с 20-летием творческой деятельности со сцены Дворца «Украина». Это был первый сольный концерт Павлика на главной сцене страны в сопровождении оркестра солистов «Радиобенда». Тогда же певец издал свой «The best» — пятнадцатый по счету альбом, параллельно вышел альбом лучших песен его первой группы «Анна-Мария» (серия «Украинская коллекция»). Позже — осенью — Виктор вместе с музыкантами и балетом посетит Соединенные Штаты — также с юбилейным туром. Тем временем выяснилась судьба нового диска Ирины Билык «Країна». В 2002 году польская версия альбома появилась на рынке Польши, а только в середине 2003 года вышел, наконец, украиноязычный вариант «Країни». Но было видно, что Агенство «Нова» не приложило специальных усилий для его раскрутки, вероятно, основные усилия оно направило на подъем другого хедлайнера — Верки Сердючки, которая вдруг стала поп-певицей и в этом амплуа принесла колоссальную прибыль. С именем Ирины Билык была связана новая работа «Скрябина» — альбом «Натура». Совместно спетая песня «Мовчати» быстро стала хитом и «вытянула» весь альбом Кузьмы и компании. «Скрябін» выехал в свой «Натура-Тур» в измененном составе без двух бывших фронтменов — Ростика и Шуры Геры.

Той же весной всех удивили «Серо-зеленые». Свое десятилетие «Грин-Грей» отметил концертом в… Опере вместе с симфоническим оркестром. И хотя все это выглядело как фарс, им удалось наделать шума — следом за «Океаном Эльзи», которые в 2002 году также симфонизировались на сцене Дворца «Украина». Весной же стартовал новый проект Русланы под названием «Дикие танцы». Стартовал премьерой киноклипа на песню «Знаю я» и рядом концертов с участием аутентичных музыкантов. Позже этот гуцульский проект Русланы набрал большой разгон благодаря выходу альбома «Дикие танцы». Именно этот диск станет отправной точкой для украинского шоу-биза образца 2003 года. Но об этом позже.

Лето 2003 года было периодом реинкарнации старых фестивалей и появлением новых импрез. Уверенно вернулся к жизни «Тарас Бульба» — рок-фест в городке Дубно, по следам которого был выпущен видеофильм и МС-сборник групп-музыкантов. Начал свою деятельность альтернативный фест «Рейвах» — детище Зоряна Безкоровайного из Тернополя. Цель «Рейваха» — издание мультимедийных дисков с видеорядом, фотогалереей и аудиотреками от участников феста. Возродился некогда знаменитый львовский фестиваль «Альтернатива» , хедлайнерами которого стали бывшие его участники киевские группы «Кому вниз» и «Вий». В июне в Полтаве состоялся «Мазепа-фест» настоящий форум лучших украинских рок-формаций «Плач Еремии», «Гайдамаки», «Сад», «Кому вниз», «Вася Club». А уже осенью в Киеве отгремела «Рок-экзистенция» — самый авторитетный наш рок-фест, ежегодно выводящий на сцену лучшие молодые группы.

Не давали о себе забыть «Танок на Майдані Конго» «Тартак» . Вместе (как и в 2002 году) лидеры нашего хип-хопа презентовали новые работы — альбомы «Реформация» и «Система нервов». Презентовали, как и надо, аншлаговым сейшеном в «Промзоне» при участии многих гостевых музыкантов — главным образом соучаствовавших в записях «Системы нервов». Сашко Положинский, лидер «Тартака», пригласил тогда на каждую песню кого-то из своих друзей-музыкантов. Все они в сумме оставили яркий след на той пластинке. Интересно, что там есть кар/вер-версия песни «Ні, я не ту кохав» дуэта «Свитязь» , который будто бы никакого отношения к хип-хопу не имеет. Но настоящим хитом «Системы…» стала песня «Понад хмарами», исполненная вместе с подзабытой, к сожалению Катей Chilly и визуализировання в одноименном видеоклипе. Одним из наиболее ярких событий 2003 года стал сольный концерт «Плача Еремии» под названием «Світло і Сповідь» во Дворце «Украина». Тарас Чубай , струнный ансамбль

«Пиккардийская терция» представили большую песенную сюиту на стихи отца Тараса Григория Чубая — одного из лучших поэтов- шестидесятников. Это было шоу невероятно талантливого союза музыкантов, отмеченное совершенным вкусом и духовным наполнением. Вот она, полноценная альтернатива попсовой пустоте и китчу! Браво, Тарас!

Не менее важным событием стала презентация книги народной артистки Украины Нины Матвиенко «Виорю нивку широкую». В книгу, помимо автобиографической прозы, вошло более 200 народных песен, которые всю жизнь собирала певица, песен, которые практически были неизвестны широкому кругу людей. Энциклопедией классической эстрады можно считать сериал из тринадцати дисков Юрия Рыбчинского , охвативший тридцатилетний этап творчества поэта-песенника и зафиксировавший шлягеры уже далеких 70 — 80-х.

Осенью состоялось еще два знаменательных презентационных концерта: две лучшие вокальные формации страны «Man Saund» и «Пиккардийская терция» вживую представили свои последние работы. «Man Sound» порадовали сразу двумя дисками, а «Терция» издала свой первый «The best» под названием «Антология». Оба коллектива имеют целую кучу международных знаков отличия и побед на престижных европейских фестивалях вокального искусства, а вот их концерты у себя на Родине, к сожалению, случаются редко.

Наконец, под занавес, вышла в свет анонсированная еще в октябре книга «100 альбомів з України. Вибрана дискографія» Это — первый опыт в области украинской дискографии. В книге подробно описываются все перипетии создания тех или иных альбомов, приводятся биографические данные авторов, исполнителей и групп. Книга охватывает четыре направления: фольк, эстрада, поп и рок. Сто лучших дисков выбирались из более чем 700 позиций.

Одно из важнейших событий 2003 года — учреждение Украинской музыкальной Премии, аналога всемирно известной «Гремми». Читайте об этом более подробно в следующем материале.

Разочарование

И все же реалии отечественного шоу-биза мы видим не сквозь розовые очки, а глазами электронных медиа, которые, как и раньше, занимали слишком вялую космополитическую позицию относительно современной украинской культуры. Ни в FM-эфирах, ни на наших «голубых экранах» нашей песни не прибавилось. Самое большое разочарование года — репертуарная политика всех так называемых национальных телеканалов, не говоря уже об «эфемках». Жаль, что исчезла прекрасная программа Михаила Брыныха «Последняя баррикада», жаль, что общеизвестные праздники проходят под аккомпанемент московской попсы, жаль, что политика Национального комитета телевидения и радиовещания остается бесхребетной и безответственной. Жаль, что Тарас Петриненко на свое 50-летие не дал ничего, кроме сборника лучшего в «Украинской коллекции». Жаль, что Ирина Билык так и не раскрутив свой прекрасный альбом «Країна», начала записывать русскоязычный диск. Жаль, что вместо прекрасного певца по имени Ничлава мы получили недолугого бородача Андрона (канал М-1). Жаль, что классный совместный проект «Кобзы» и группы «ТНМК» затормозился, единственный изданный CD-сингл свидетельствовал о мощной потенции этого неожиданного альянса. Также не появился анонсированный новый альбом Росавы, которого ждали осенью, не появились новые работы «Кому вниз» и Кати Chilly (также анонсированные). Обидно за громкий провал Александра Пономарева на конкурсе «Евровидение». Вот если бы он вышел с той же «Красной рутой» или с каким- то своим хитом… Откровенно разочаровал мюзикл «Экватор», хорошо разрекламированный, но музыкально малосостоятельный. Не лучше смотрелся и традиционный эстрадный фестиваль «Шлягер года», выдержанный почему-то исключительно в ретро-тональности, как будто шлягеров в другой стилистике не существовало. Жаль, что вместо чего-то творчески стоящего Украину на сценах СНГ представляет Верка Сердючка а-ля поп- стар, аляповатое создание талантливого артиста Андрея Данилко. Жаль, что блестящий менеджер и ректор в одном лице и дальше играется в Гранд-шоу вместо того, чтобы позаботиться о культуре. Подобных примеров псевдокультуры и китча можем насобирать на несколько страниц, но все это на самом деле является темой для другого разговора, а точнее — исследования тотального падения уровня культуры в массах и в творческой среде.

Прорыв года

Этот раздел можно было бы назвать «Открытия года» или «Новые имена». Но, действующие лица современной музыкальной действительности, о которых речь пойдет ниже, на старте имели такой заряд энергии и желания пробиться к слушателю, что весь этот бурный процесс самоутверждения на сцене иначе как «прорыв» не назовешь. В третий раз пробился (похоже, что надолго) к своему слушателю Юрко Здоренко во главе веселой троицы под названием «Борщ». До этого он фигурировал в классическом составе «ВВ». Потом, после ухода из «ВВ», он создал яркую команду «ЯЯЯ», которая продержалась недолго. И вот третья попытка его друзей — басиста «ВВ» Александра Пипы и барабанщика группы «ТНМК» Витольда Корженко. «Борщ» сегодня — жесткая и остроумная пост-панковая турбо-машина, генерирующая неистовый и настоящий рок-н- ролльный драйв. Парни за год сыграли всего полтора десятка концертов, но и этого хватало, чтобы завоевать поклонников везде, где они выступали. Другой «выскочка» — Василий Гонтарский, лидер замечательной группы «Вася Сlub» покоряет своей непосредственностью, юмором и стебом всех, кто хотя бы раз его услышал. Невероятная смесь стилей в музыке Васи вовсе не мешает, напротив — радует утомленное от однообразия ухо слушателя. Альбом «Хипан» — дебютник «Вася Club» многие сравнивают с лучшими работами «Братьев Гадюкиных» и — небезосновательно.

Стоило ивано-франковской «Перкалаби» засветиться в столице на трех-четырех акциях, как моментально все заговорили о появлении феноменальной до безумия капеллы, которая непонятным образом сочетает растаманские «прибамбасы» с колоритным этносом гуцулов и вечнозеленым рок-н-роллом. Прорыв «Перкалаби» был молниеносным, ее ждут с нетерпением. И будьте уверены — аншлаги гарантированы. Если в «Перкалаби» элементы стиля реггей были только краской, то харьковский дуэт «5’nizza» («Пятница») в составе: Андрей Запорожец (вокал) и Сергей Бабкин (гитара) сделали реггей краеугольным камнем. Их полная естественность и эмоциональность, вместе с тем, что подросло поколение, незнакомое с культурой реггей, дали фантастический результат . За каких- то два года «Пятница» превратилась в действительно культовую единицу, собирающую аншлаги во всех столицах СНГ. В 2003 году появился их первый альбом, разлетевшийся мгновенно. Кстати: Андрей Запорожец связан еще с одним нетривиальным харьковским составом «Lюк», который играет модный эйсид-джаз-рок. Накануне реггей-экспансии «Пятницы» группа «Lюк» также презентовала свой первый — и очень качественный диск «Туристическая Зона». Интересно, что музыканты обеих команд тесно связаны с молодежными харьковскими театрами «Арабесками» и «Театр 19», для которых создают вполне самодостаточные саундтреки. А вот настоящими послами современной украинской культуры за границей были «Гайдамаки» и «Mad Heads». В течение лета и осени «Гайдамаки» объехали самые крупные фестивали под открытым небом в Польше, Чехии, Германии и Эстонии, где выступали с полноценными концертами в качестве хедлайнеров. «Mad Heads» тем временем намотали 10 тыс. километража по странам центральной Европы, играя песни из своего первого украиноязычного альбома «Контакт». В принципе, «прорывов-2003» могло бы быть больше, если бы несколько очень перспективных групп смогли бы реализовать свой потенциал. С большой долей вероятности можем прогнозировать «прорывы-2004», участниками которых станут «Нумер 482», «Димна суміш», «Фактично самі», «ДАТ» и обновленная Катя Chilly.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать