Бабушкин сундук и сэконд-хенд как источник вдохновенья
В рамках «Сезонов моды» прошел Первый национальный конкурс молодых дизайнеров одежды
Т о, что организаторы «Сезонов» (журнал «Эва», Дом «Сергей Бызов» и РИА «Янко») взялись за организацию и проведение конкурса, так и хочется сравнить с актом гражданского мужества. Ну а почему нет? У молодых и даровитых дизайнеров не так уж много возможностей, чтобы отечественная публика узнала об их существовании, чтобы заметили СМИ, чтобы — это в идеале — заинтересовались производители одежды. Иначе можно всю жизнь проходить в «подающих надежды», которым так и не суждено будет осуществиться. Кто-то должен дать шанс.
Этим «кто-то» и стали организаторы конкурса, чем лишь прибавили себе забот и проблем, если вспомнить, что на них еще такое трудоемкое дело как собственно «Сезоны моды». Кстати, не появись они несколько лет назад, широкая известность и творческий рост большинства ныне признанных наших законодателей мод были бы далеко не столь стремительными. Но узок круг отечественных мэтров (это определение скорее их профессионального статуса, нежели возраста) моды. И кому, как не организаторам «Сезонов» думать о том, чтобы расширить его границы. Так что свой в определенном смысле корыстный интерес у инициаторов конкурса все же был. К тому же на этот раз им повезло, что случается редко, со спонсорами. В частности, Торговой маркой «Прима Люкс». Она не только поддержала конкурс, но увлеклась настолько, что решила заказать одноименную коллекцию одежды, с чем и справился блестяще дизайнер Федор Савченко. Динамичная, современная и веселая коллекция оказалась вполне в духе деятельности этой ТМ.
И все же в наибольшем выигрыше оказались, как и задумывалось, сами участники. Конкурс был объявлен в декабре минувшего года. Причем условия были весьма демократичные: участвовать могли не только выпускники вузов, но и практики без специального образования. Достаточно было представить на суд жюри свои оригинальные эскизы (не меньше 15) молодежной одежды pret-a-porter весны—лета-2000. Желающих оказалось 52 модельера. Причем, к удивлению организаторов, из разных регионов, а не только таких традиционно «модных» центров, как Киев и Львов. Из претендентов было отобрано 26 полуфиналистов, а в финал вошло 13 коллекций (до 15 единиц одежды), которые и были представлены широкой публике и жюри. Происходило это в Доме культуры «Промзона», а иными словами — самом модном на сегодняшний день, совсем недавно открывшемся, ночном клубе, который называется так, поскольку расположен в бывшем заводском цеху, чье внутреннее убранство осталось едва ли не в первозданном виде, дополненное, смотрящимися сегодня весьма забавно, атрибутами советской эпохи. Одна только закавыка. На открытии «Промзоны» этот индустриально-советский стиль, в котором решен интерьер клуба, молодыми посетителями был воспринят вовсе не как дизайнерский прием, а буквально. И значит — можно тушить окурки где попало, позволять себе иные подъездно-дворовые вольности, короче — вести себя как дома. Впрочем, описанная ситуация случилась за неделю до конкурса и к нему никакого отношения не имеет. А исключительно к нашим нравам. Хотя куда от них деться, от нравов-то. Тем более, что коллекции, представленные на конкурсе, создавали молодые для своих ровесников. Тем интереснее было увидеть, какая это одежда и, соответственно, как молодые люди себя воспринимают.
Скажу сразу: за эту молодежь можно не волноваться. Хотя бы потому, что они нашли свое дело, вполне пристойно владеют профессией: практически все коллекции были выполнены на достаточно высоком уровне и все — довольно ровные. Это, безусловно, заслуживает похвалы, но, увы, не вызывает любопытства. От подобного конкурса ждешь прежде всего соревнования идей. Они-то как раз оказались в дефиците. «Конвейерных дизайнеров много, новых имен мало», — посетовал член жюри Алексей Залевский. Кстати, имен участников никто и не знал вплоть до объявления результатов, вся коллекция демонстрировалась под номерами. Но в чем Залевский прав, так это в том, что оригинальных и смелых, пусть и безумных, творческих решений было, действительно, — раз-два и обчелся. Доминировала умеренность и подражательство (по подиуму дефилировали модели в нарядах а-ля Пустовит, Анисимов, Гресь). Впрочем, подражательство можно отнести к болезни роста, вполне естественно в юношеском возрасте, от которой у многих участников есть все шансы в скором времени благополучно избавиться. Здесь как раз на помощь придет профессиональное мастерство, которым молодые дизайнеры владеют и которое позволит реализовать свежие идеи. А стимулом для них вполне может стать сам конкурс, в чем и состоит одна из его задач.
Что же до победителей, то тут мнение жюри разделилось почти поровну. Лилия Пустовит и Алексей Залевский отдали предпочтение коллекции под номером 13, которая создана, казалось, исключительно из вещей, извлеченных из бабушкиного сундука, и разных подручных средств: бот, платков, веревок, потрепанных горжеток, стеганных ватных сапог и т. д. и т. п. Все это перемешано удивительно весело и стебно, и выглядит... очень современно. Три других члена жюри — Катерина Корбут, Виктор Анисимов и Сергей Бызов посчитали лучшей коллекцию под четвертым номером — остроумную, в рок-н-ролльно-ковбойском стиле, с ощутимым тарантиновским ароматом. Причем созданную весьма изобретательно — практически из джинсовых сэконд-хендовских вещей, преображенных дизайнером так, что выглядят они шикарно и опять-таки крайне современно. К тому же, в отличие от эксцентричной коллекции № 13, эту вполне можно носить. А ведь конкурс все-таки pret-a-porter.
В результате, жюри не устраивало долгих дискуссий, а нашло компромиссный вариант. Коллекция № 13, точнее — ее создатели, неординарные свободные художницы из Киева Ксения Чумакова и Тоня Грибникова будут представлять Украину в Москве на международном конкурсе «Русский силуэт» (туда же отправляется и Виктор Анисимов). А автор коллекции № 4 Юлия Гуральчук получит главный денежный приз, который обеспечит ей возможность создать новую коллекцию. Юлия — выпускница Государственной академии легкой промышленности, в которой не раз становилась победительницей ежегодных показов. В 1998-м она заняла первое место на конкурсе «Smirnoff International Fashion Awards», а на будущий год — второе.
Уверена, что о Ксении Чумаковой, Тоне Грибниковой и Юлии Гуральчук мы еще услышим не раз. А увидеть их новые коллекции сможем уже на осенних «Сезонах моды», в которых они, как победительницы конкурса, смогут принять участие бесплатно.
Выпуск газеты №:
№91, (2000)Section
Тайм-аут