Перейти к основному содержанию

Белый ад

Сегодня в столичном кинотеатре «Украина» начинаются Дни скандинавского кино
24 июня, 00:00

Они пройдут в Киеве с 24 по 28 июня. До этого новые фильмы скандинавских режиссеров уже смогли посмотреть синефилы Одессы, Днепропетровска, Львова, Севастополя, Харькова и других городов Украины. Организовавшая этот небольшой кинофестиваль компания «Артхаус трафик» родолжает выполнять взятые на себя обязательства — поставлять нашей публике некоммерческое кино.

Программу Дней скандинавского кино откроет картина Дагура Карри «Ной — Белая ворона», которую на специальном пресс-показе уже смогли посмотреть столичные журналисты. Фильм исландского режиссера в чем- то символичен для Скандинавии — засыпанного снегом, холодного края, царства Деда Мороза и Снежной королевы, каким мы его себе представляем. Кажется, что Дагур Карри, родившийся в Париже (в детстве он переехал с родителями в Исландию) и выученный киношному ремеслу в Голландии, смотрит на свою родину глазами чужака. По крайней мере, отсутствие солнца и тепла, непрерывно идущий снег и холодящий кровь мороз должны бы стать естественной средой обитания для аборигенов, которые в безжизненных заснеженных просторах своей родины даже находят красоту. Режиссер и герой фильма Ной, лаконично и глубоко исполненный молодым актером Томасом Лемаркизом, ничего естественного для человека в такой среде не находят. Их восприятие пейзажей, климата и условий жизни в маленьком исландском городке скорее похожи на отношение к зиме человека южных кровей. Первые кадры фильма, фиксирующие внимание на снегопаде и заснеженных горах, напомнили мне высказывание о зиме одного индийского садху (святого), в конце жизни посетившего Запад. «Белый ад» — так отреагировал на наши зимы человек, до семидесяти лет не видевший снега. Ной, забросивший учебу, не обремененный никаким социально полезным занятием, из этого белого ада хочет вырваться. Желание оказаться в стране солнца, в стране разгоряченного песка, пальм и теплых морей подогревается еще и тем, что на день рождения бабушка дарит Ною торт, кремовая поверхность которого воссоздает пейзаж южного экзотического острова, а также слайд с изображением аналогичного пейзажа и смуглокожего аборигена. Картинки, которые рассматривает герой, становятся символом вожделенного рая, в котором нет не только снега и холода, но и необходимости учиться или работать. Рай, он на то и рай, чтобы наслаждаться, а не выполнять предписанные кем бы то ни было обязанности. Дагур Карри использовал жуткие условия жизни северного городка для создания идеальной модели ада, в который, вне зависимости от климата, всякое место на земле способно превратить, прежде всего, наше сознание. Сознание изгоя, чужака, не желающего подчиняться никаким нормам и законам общественной жизни. Критики отметили, что удивительному молодому актеру Томасу Лемаркизу оказалось по силам «соперничать с классическими изгоями мирового кино — Джонни Деппом из «Плаксы» и Тимоти Боттомсом из «Последнего киносеанса».

Чужим в современном мире оказывается и герой картины «Человек без прошлого» финского режиссера Аки Каурисмяки. Как и в своей картине «Юха», последнем немом фильме ушедшего века, режиссер исследует непростые, как оказывается, не только для нашей страны отношения между городом и деревней. Приехавшего в Хельсинки на заработки простого сельского жителя до смерти избивают местные хулиганы. Умерев в больнице, он воскресает для новой жизни, чтобы получить от Судьбы еще один шанс. Эта «эпическая драма, сон одиноких сердец, людей с пустыми карманами, людей, живущих под небом, принадлежащим нашему Богу», как охарактеризовал свою картину и ее героев сам режиссер, участвовала в 37-ми международных кинофестивалях и была награждена многочисленными призами.

Отмечен фестивальными призами и фильм Бальтазара Кармакура «101 Рейкьявик», в котором, по замечанию критика, «намного больше юмора и остроумия, чем в десяти голливудских молодежных комедиях». Двадцатипятилетний безработный Хлайнур, который живет с матерью, во время ее отъезда соблазняет преподавательницу танцев Лолу. Забеременевшая от Хлайнура страстная испанка, как оказалось, была не просто подругой матери, но и ее любовницей. Пикантность ситуации придает то, что мать не собирается уступить сыну свою подругу.

Вокруг основного инстинкта разворачивается сюжет шведской комедии Юсефа Фареса «Давай, давай», герои которой зарабатывают чем придется, посвящая основное время своей жизни поиску различных удовольствий, на пути к которым возникает много порой непреодолимых препятствий.

Последним в программе Дней скандинавского кино значится фильм Пэттера Нэсса «Эллинг». Эта рассказанная с грустной улыбкой история о двух душевнобольных, которые, выйдя из психиатрической больницы, пытаются вернуться к нормальной жизни, признана самым популярным норвежским фильмом за последние 25 лет. По его сюжету, кстати, в Голливуде собираются снимать римейк.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать