Перейти к основному содержанию

Четыре дня, поразившие Одессу

На базе Одесского ТЮЗа прошел I Фестиваль-лаборатория молодой режиссуры
09 сентября, 10:09
СЕРГЕЙ ФРОЛОВ — МОШЕННИК БАРРИ И СЕРГЕЙ ДЕМЧЕНКО — МОШЕННИК ГРЕММ: ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!

Ежегодно в Украине все больше фестивалей, конкурсов, лабораторий, мастер-классов, инициированных и воплощаемых «снизу», а не «сверху». Сами художники — согласно классическому выражению о «спасении утопающих» — пытаются таким образом придать динамику и разнообразие достаточно предсказуемому и консервативному театральному процессу, установить новые, «горизонтальные» связи, разомкнуть привычные рамки.

Главное место в художественной жизни уже заняли драматургические конкурсы и лаборатории. Наступило время мероприятий, ориентированных на режиссеров.

Недавно Киев уже становился свидетелем подобных проектов, которые проводились под патронатом Британского Совета в Украине. А на днях была представлена чисто отечественная инициатива — Первый фестиваль-лаборатория молодой режиссуры в Одессе, на базе Одесского театра юного зрителя. Мероприятие, поддержанное областным и городским советами, вошло в официальную программу празднования Дня города.

И если тезис о «роли личности в истории» правильный, то одесский фестиваль-лаборатория состоялся благодаря Ирине Авериной (официально — в рамках Международного молодежного театрального проекта «Открытые двери»), его вдохновительнице и «энерджайзеру». Вернувшись в родной город год назад, она сумела в сжатые сроки реализовать тот опыт, который получила в течение многих лет, организовывая подобные мероприятия по всей России, от Санкт-Петербурга до Хабаровска.

Понимание и поддержка, которые эта идея получила со стороны главного режиссера Одесского ТЮЗа Светланы Свирко и директора театра Евгения Бубера, стали решающими: фестиваль-лаборатория был организован как «кастинг» режиссеров для будущей постановки. Четыре предложенных текста (другие предложения, однако, тоже не отвергались), 57 заявок из Украины и России (рекорд даже для известных, традиционных мероприятий, не говоря уже о «дебютном»), отбор четырех финалистов (Маргарита Шин из Киева, Дмитрий Гусаков из Хмельницкого, Галина Зальцман и Евгений Балтин из Москвы), формирование программы мастер-классов — и вперед!

В итоге четыре с половиной фестивальных дня стали на удивление насыщенными.

Режиссеры в ускоренном темпе репетировали получасовые эскизы к потенциальным спектаклям, подкрепленные всеми без исключения цехами и актерами ТЮЗа. Результатом стали не просто «заявки» на будущие постановки, а практически полноценные мини-спектакли, где исполнители выучили текст и мизансцены (обычно в театре на это идет значительно больше времени), свет и звук включались на всю мощность, были даже созданы декорации. Москвичи продемонстрировали  отличное виденье классики — пьесы Евгения Шварца «Два брата»; Маргарита Шин представила «Кактус» Светланы Саченко в традиционно «тюзовском» формате для зрителей возрастной категории «5+», а Дмитрий Гусаков — «Легкие шаги» по Вениамину Каверину как образец игрово-импровизационного театра (заметим при случае, что Одесскому ТЮЗу стоило бы задуматься и над украинским материалом для детей).

Позитивное впечатление от профессиональной подготовки молодых режиссеров и их умения создать на репетициях действительно творческую атмосферу было усилено азартом и рвением одесских актеров, которые, не колеблясь, с удовольствием погрузились в водоворот эксперимента. Как справедливо отметил главный режиссер местного театра им. В. Василько Игорь Равицкий, многие актеры, которых он наблюдал годами в определенном качестве, раскрылись совсем по-другому, и это стоит заметить на будущее. С лучшей стороны проявили себя и все без исключения службы театра — к такой «разовой», а следовательно, вроде бы не совсем серьезной акции они отнеслись с полной ответственностью.

В рамках фестиваля прошли мастер-классы театроведа Анны Веселовской, режиссера Станислава Жиркова, продюсера и режиссера Владислава Троицкого, куратора детской программы «Гогольфеста» Ирины Запольской (все — Киев), театрального критика Павла Руднева (Москва) и Светланы Свирко. Режиссерские показы тоже были ими тщательным образом обсуждены — с привлечением также И. Равицкого и молодого главного режиссера Одесского театра кукол Юрия Чайки. Однако последнее слово естественно осталось за театром как «заказчиком». Его директор Е. Бубер признался, что с удовольствием увидел бы на сцене своего театра, по меньшей мере, две, а то и три из представленных работ, но все ограничивается  материально-техническими условиями (действительно, дореволюционное здание театра с роскошно украшенным залом находится в полуаварийном состоянии). Тем не менее официальная позиция ТЮЗа по итогам фестиваля звучит так: «Наш театр активно заинтересован в развитии творческого содружества со всеми четырьмя режиссерами, которые принимали участие в лаборатории, и при первом случае предоставит право самостоятельной постановки на своей сцене каждому из них, начиная с Дмитрия Гусакова».

Общее ощущение от увиденного и услышанного, думаю, разделяют все без исключения его участники — режиссеры, критики, работники разных театров города, журналисты, сочувствующие зрители: первая «блин» получился никоим образом не «комом», поэтому будем ожидать премьер на сцене ТЮЗа, а также обязательного продолжения и расширения фестиваля-лаборатории, так нужного и Одессе, и всей Украине.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать