Перейти к основному содержанию

Чужая жизнь

Нужны ли нам свои фильмы
18 марта, 00:00
Телеэкраны перенасыщены американскими, российскими, латиноамериканскими, французскими фильмами... В большей или меньшей степени эти картины отражают какую-то жизнь (конечно, для человека, который привык жить «не своими» чувствами, проблемами, лучшей телепищи и не надо). Но такое потребление чужой продукции напоминает один киноперсонаж: одинокая женщина на протяжении нескольких десятков лет наблюдала в бинокль за молодыми супругами и жила их жизнью.

Так называемая коопродукция — совместные российско-украинские фильмы, доля капиталовложений первых, как правило, всегда больше, все же воспроизводят жизнь россиян на улицах, в офисах, квартирах Москвы или Тулы, хотя могут быть отсняты в Киеве или на окраинах Чернигова. Так о чем нужно снимать фильмы для украинского зрителя и стоит ли их снимать — «День» спрашивает у Олега ФИАЛКО и Олеся САНИНА — режиссеров — старшего и младшего поколений. Первый снял известные картины разных лет «Возвращение Баттерфляй», «Бич Божий», «Имитатор», совсем новые ленты «Казанова поневоле» и «Тот, кто оплакивает». Второй недавно создал свой первый экспериментальный фильм «Мамай», который наделал много шума в Украине и за ее пределами.

Олег ФИАЛКО:

— Четко нужно различать киноискусство и телепродукцию. Сейчас реально отснять телепроект в соавторстве с Россией. Потому что зритель современных кинотеатров чаще всего ориентирован на американские фильмы, а времена, когда любая бабушка с внуком могли пойти на хороший фильм, прошли.

В создании такого телекино возникают определенные идеологические и экономические проблемы. Доля украинских капиталовложений в совместных проектах всегда значительно меньшая, а то и совсем отсутствует. Ведущие российские каналы-инвесторы, другие финансисты, вкладывая деньги, желают, чтобы снималось кино прежде всего для российской публики. Им и принадлежит первенство проката. В фильме пытаются не показывать признаки украинского города или пригорода, который, как правило, снимается здесь, убеждая зрителя, что это какой-то из российских городов или российская глубинка. Чтобы отснять в Москве, Подмосковье или в другом месте России одну серию, на это следует израсходовать в среднем 100 тысяч долларов, а в Украине те же затраты не превышают 30 — 40 тысяч долларов. Здесь же, на месте, нанимается съемочная группа, которой также платится намного меньше. Например, оператор, который работал над моими новыми картинами, получил в пять раз меньше, чем он получает в Москве, работая с Анатолием Матешко. Парадокс?.. А вот актеры приглашаются российские, наших — два-три. И не потому, что тамошние инвесторы не любят украинских кинозвезд, а потому, что они неизвестны российской телеаудитории. И бессмысленно нарекать — кто платит, тот заказывает музыку.

В таком удешевлении наших актеров, режиссеров, операторов, технических киноработников в известной степени виноваты продюсеры. Они боятся рисковать, беря кредиты в банках на производство фильмов, зато приглашают зарубежных инвесторов работать здесь по ощутимо сниженным ценам. Продюсер в мире — человек, который, имея средства, организовывает процесс кинопроизводства, а потом — через прокат, показы ленты на фестивалях, возвращает их, чтобы отснять следующий проект. Продюсер в Украине прежде всего заботится о собственных интересах. А это — психологически непросто — работать только ради наживы. В конце концов возникает внутренняя проблема: зачем расходовать деньги на еще один фильм, если можно приобрести более модную машину... Не стоит сейчас говорить серьезно о продюсерстве в Украине.

О чем нужно снимать художественные ленты? Мне кажется, сейчас зритель нуждается в хороших комедиях, мелодрамах, психологических драмах... Он не может постоянно находиться в напряжении, смотря триллеры, боевики, детективы... Об этом заговорили и московские продюсеры.

Два моих последних фильма — это комедийная мелодрама об обыкновенном мужчине, в которого влюбились две женщины. Они сначала возмущаются, что тот не обращает на них внимания, а потом его спасают от третьей; и новогодняя комедия о безработном актере, который наконец реализует свои способности, произнося последние прощальные слова на похоронах богатых авторитетов.

Олесь САНИН:

— Ныне в Украине интересными будут успешные, мастерски сделанные фильмы, не обязательно о нашем сегодняшнем дне. По моему мнению, вопрос современности навязан телевизионными каналами, которым просто дешевле снимать современные картины. Например, почему не сделать художественные ленты о тех, кто нарисован на украинских денежных единицах: Лесе Украинке, Иване Мазепе, Богдане Хмельницком... Украинцам нужны зафиксированные эмоциональные доказательства, что и они имеют своих героев, славное прошлое. А кино едва ли не больше всего из всех видов искусства создает иллюзию присутствия зрителя и заставляет его сопереживать. Тогда и наши дети начнут играть в казаков, а не будут продолжать играть в терминаторов. Но работы о Хмельницком и Мазепе уже снимались — скажете вы?.. Вопрос в том, как они были художественно и технически сделаны, за какие средства и почему не стали украинским «Храбрым сердцем», хотя должны были стать?

У нас большая сокровищница национальной литературы. Последние эксперименты российского шоу-бизнеса показывают, что тот же «Идиот» Валерия Тодоровского по Федору Достоевскому имел более высокий рейтинг, чем чемпионат мира по футболу! Сейчас он готовится снимать «Бесы» также по Достоевскому.

В Украине говорят, что нет профессиональных сценариев. В какой-то степени это правда. Но ведь руководство канала «1+1» пригласило украинских писателей Марину и Сергея Дяченко для написания сценария «Украденного счастья» по Ивану Франко?..

Что касается фильмов о нашей современности... Еще раньше я написал несколько сценариев, но чувствовал, что пока буду снимать фильмы, они устареют. Помните, так было в фильмах конца 80-х — начала 90-х годов: в кадре денежные единицы менялись, ныне и одежда выглядит немодной, макияж — вульгарным, и все напоминает остатки советской действительности. Кроме этого, я не знал тогда, как зрителю объяснить, что мафиози, депутат, олигарх были героями того времени?.. Сейчас украинцы начали глубже понимать самих себя и время, в котором живут. Теперь чувствую, что своих современников знаю лучше и могу находить среди них самых интересных, останавливать время и раскрывать их характеры. Например, для украинского «Брата-3» героем мог быть украинец, уезжающий на заработки, который из мечтателя стал реалистом, преодолевает препятствия и достигает успеха не благодаря, а вопреки...

Сейчас совместно с известной американской кинокомпанией буду снимать двуязычный фильм — на украинском и английском языках об одном американце из Чикаго, который, поддавшись агитации НЭПа, мол, создание новых рабочих мест, большой заработок, свобода, в начале 20-х годов вместе с шестилетним сыном приехал в Харьков, столицу советской Украины. Его обманули, побили, и пока он лежал в больнице, куда-то делся его сын. Мальчик стал поводырем у кобзаря и скоро был едва ли не единственным свидетелем уничтожения кобзарей в Харькове в 1932 году. В основе сюжета — реальный исторический факт. Сценарий писал я, сейчас его американские сценаристы адаптируют специально для американского актера, который будет играть эмигранта из Чикаго. Этот фильм — некий микс современного американско-украинского восприятия нашей истории.

Я работаю с американскими кинокомпаниями потому, что они гарантируют мировой прокат. А это — возможность рассказать об Украине в мире. Снять фильм только за украинские деньги очень сложно. Банкиры, финансисты хотят хотя бы возвратить вложенные средства. А продукт, который будет демонстрироваться только в отечественном прокате, не покрывает денег, израсходованных на его производство.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать