Цвет закарпатской живописи на Андреевском спуске
Сотрудники центра проделали воистину титаническую работу, прошерстив в поисках своих экспонатов все частные коллекции Киева, Львова, Закарпатья. По словам директора центра Александра Брея, немало работ художников закарпатской школы находится и в запасниках государственных музеев, но эти работы уже успели «примелькаться», а суть нынешней выставки в ее эксклюзивности.
Представленных в «Андреевском спуске» художников следует считать классиками не столько украинской, сколько европейской художественной школы. Адальберт Эрдели, Федор Манайло, Андрей Коцка, Йосиф Бокшай и Гавриил Глюк вовсе не являются забытыми художниками провинциальной Украины, как представлялось в советское время. Прежде всего они европейцы — блестящие, образованные, оригинальные.
Расцвет закарпатской живописи пришелся на 20-е годы нынешнего века, когда Закарпатье еще было частью Австро-Венгрии. Мастера этой школы, получившие образование в Будапеште, Мюнхене, Риме и Париже, были всецело интегрированы в европейский культурный контекст.
Так, Адальберт Эрдели, принадлежавший к живописной школе Сезанна, выставлялся со многими именитыми французскими и немецкими художниками. Впоследствии Эрдели и Бокшай основали в Ужгороде художественную школу (1927 г.), целая плеяда воспитанников которой представлена и на нынешней выставке (Андрей Коцка, А. Кашшай, Эрнест Контратович).
Актуальные европейские стили получали в работах закарпатских мастеров неожиданно яркую и живую фолковую окраску. Первое, что бросается в глаза, это цвет и удивительная декоративность в сочетании с реалистичностью изображения. Безусловно, такие работы контрастировали с творчеством изобразительных школ, процветавших на территории страны Советов.
Начиная с 1948 года для художественной элиты Закарпатья наступают черные времена. Оказавшиеся «формалистами», последователи Эрдели зачастую жили впроголодь, проявляя неспособность выполнять актуальный соцзаказ. Многим удается выехать в соседние Венгрию и Словакию, значительно меньше везет живописным полотнам. Так, не выдержав травли, сжигает большую часть своих работ Федор Манайло. С началом 50-х в истории закарпатской школы начинается период подполья, период мимикрии в искусстве. Один из уцелевших в мясорубке воинствующего соцреализма — Йосиф Бокшай. Глубоко верующий человек, он вместе с тем, был даже в какой-то степени обласкан советской властью — прежде всего за цикл пейзажей. Но до конца своей жизни невыносимо страдал от невозможности писать на религиозные темы.
О том же, как художникам удавалось оставаться выше навязанных художественных штампов и идеологических трафаретов, существуют масса историй. Например, широко известен анекдот о соцзаказе Федору Манайло серии работ на производственную тематику. Одна из картин «Симфония завода» была написана художником с вполне оригинальной натуры. Урбанистический пейзаж писался с ... внутренностей телевизора при снятой задней панели. Издевку, впрочем, не просекли и премию дали. Пережив войну и избежав последующих репрессий, Манайло консультировал Сергея Параджанова при создании костюмов и декораций для фильма «Тени забытых предков».
Изюминка киевской выставки не только в том, что до сих пор закарпатские художники не были представлены в таком объеме, да еще и в рамках одной экспозиции. Представленная коллекция впервые подает творчество ужгородцев в диахроническом аспекте, в разрезе политической и исторической ситуации, складывавшихся вокруг школы.
Выпуск газеты №:
№221, (1999)Section
Тайм-аут