«День» объявляет конкурс «Даешь лучший лозунг современности!»
Каждое время рождает свои лозунги и призывы. Определенная историческая ситуация вызывает мгновенную реакцию в этой короткой, сжатой форме.
Изначально схема была проста: пишется сердитый глагол типа «Даешь...» или «Долой...», а затем, собственно, само требование. Например, «Долой самодержавие!» или «Даешь свободу слова!» (свободу дела еще ни один человек не попросил).
А народ, естественно, все время чего-то хотел, начиная с того, чтобы запретили раздельное обучение (по половому признаку) школьников и заканчивая призывом к свержению царей.
Постепенно искусство призыва стало разнообразнее. Оно даже стало втягивать в себя художественные произведения. Начало этому положила строчка Блока из поэмы «Двенадцать» — «Революционный держите шаг, неугомонный не дремлет враг!». Дальше впрягся поэт Маяковский и родил бессмертный слоган «Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит, буржуй!». (В наши времена изобретательные КВНщики радикально изменили его смысл, всего лишь передвинув точку. А именно: «Ешь ананасы, рябчиков жуй — день твой последний. Приходит буржуй!»). Совершенно разбазарив свою «звонкую силу поэта» ради «атакующего класса», «Владим Владимыч» целых три года штамповал так называемые окна РОСТА (Российское телеграфное агентство). Громил на плакатах Юденича, кулака и попа, иллюстрируя все это рисунками. В конце концов его поэтический гений скатился до бытовых двустиший: «Граждане, будьте культурны, не плюйте на пол, плюйте в урны!» (Например, Мандельштам не потянул это лозунговое творчество, хотя в свое время он получил задание лично от Н.К. Крупской.)
В сталинские годы лозунги и призывы были поставлены на конвейер. Одни из них повышали производительность в духе — «Даешь пятилетку за четыре года!». Другие сочинялись в связи с деятельностью «вредителей»: «Товарищ, бди! Враг не дремлет!» или «Будь на страже — шпион за твоей спиной!»
В «оттепельную» пору мы ломанулись за Штатами. Самым популярным лозунгом был «Догоним и перегоним Америку!». Хотя сами же утверждали, что она «стоит на краю пропасти». Остряки тут же соединили эти два тезиса «Догоним и перегоним Америку, которая стоит на краю пропасти!». В этом состояла чудесная миссия народа — показать абсурдность призывов власти.
В спокойно-застойные времена лозунги стали еще нелепее, например, «Экономика должна быть экономной». Публика это понимала по-своему: все лишнее с производства тащи к себе домой.
И сейчас, во времена независимой Украины, лозунги продолжают зомбировать мозги граждан (хотя уже наравне с рекламой). Народ, дабы высказать все, что накопилось, власти придержащим, давно в выражениях не стесняется. Пользуется, как говорится, широким спектром ругательств: от легенького «Президент — козел!» до грозного — «Ответите, отщепенцы, за геноцид украинского народа!».
Один из наших авторов, Виктор Кулишенко, пропустив через себя этот поток «народного сознания» (так как с некоторых пор власти оставили это пустое занятие: сочинять призывы), запечатлел его в виде шутливого коллажа, изображающего противоречивое состояние нашей бесценной отчизны.
Вдохновленная его трудом газета «День» решила объявить конкурс среди читателей на самый «забойный» лозунг нашего времени. Трех победителей ждут поощрительные призы! Творите — вас услышат!
Выпуск газеты №:
№119, (1999)Section
Тайм-аут