Дешевый балаган
В галерее «Триптих» проходит персональная выставка Темо Свирели. Пожалуй, название «Дешевый балаган» малоудачно — есть в нем ненужный оттенок презрения.
А в живописи Темо Свирели нет ни того, ни другого. Она — мудрая, добрая, волшебная, немного грустная. И на самом деле «дешевый балаган» — просто «балаганчик», нечто скромное, трогательное и одновременно способное передать жизнь во всех ее нюансах и символах, равно как и глубочайшие философские истины. Это именно тот «кукольный театр», в котором, по словам Честертона, ничего не стоит убедительно представить даже Страшный Суд.
«Герои Темо Свирели — фавориты детские снов, городского фольклора, вертепного действа» (Игорь Дыченко). Бесчисленные маленькие фигурки: взрослые и дети, шуты и короли, а также ангелы и сирины, очень органично затесавшиеся в суетливую и при этом странно беззащитную толпу («Сорок четыре человека», «Воспитание детей», «Живая материя», «Балаган»). Впрочем, герои Темо Свирели вполне бесстрашны — и способны даже «малыми группами», а то и в полном одиночестве совершать огромные переходы в поисках истины («Воздушный мост», «Путешественник»). Их привычный мир разделен на квадратики — то ли это «полочки», по которым они «раскладываются», отдыхая после отыгранных ролей, то ли условно обозначенные дома, то ли (всего вернее) — и одно, и другое одновременно. Но порой они оказываются — в буквальном смысле слова — «в пустоте» и становятся свидетелями великих чудес («Эфемера»).
«Уникальность Темо Свирели — в попытке передать разномасштабность мира, где игра сконденсирована в ритуал, а через обнаженную душевную сферу проглядывает тревожащее восприятие современности, где шуты и ангелы путешествуют непосредственно из прошлого в будущее» (Игорь Дыченко).
Выпуск газеты №:
№219, (2003)Section
Тайм-аут