Перейти к основному содержанию

Детонатор культурного взрыва

В Чернигове — издательский бум, на очереди — районы области
30 октября, 00:00
Считается, что литература и книгоиздание, если и существует, то лишь в столице. Ну, еще в Харькове или Львове. На самом деле — это не так. Со столичными скептиками могут поспорить в Чернигове. Начиналось все с того, что три года тому назад, с подачи заместителя председателя Черниговской облгосадминистрации Виктора Тканка, там начал работать пресс-клуб «Деловое слово». Журналисты области получили возможность еженедельно общаться с интересными людьми от политики, бизнеса, масс-медиа и тому подобное. Следующий шаг был в сторону литературы. За последние два года издатели Черниговщины без лишней помпы выпустили в свет около ста произведений различных литературных жанров. В области есть альтернативный союз писателей: он нигде официально не зафиксирован, но активно издает книги и ищет молодых авторов. О том, как это удалось реализовать, «Дню» рассказывает инициатор Черниговских эволюционных процессов, заместитель председателя Черниговской облгосадминистрации Виктор ТКАНКО.

— Почему в законодательно неблагоприятном для книгопечатания экономическом пространстве вы решили заниматься именно этим?

— Приблизительно два года тому назад мы задумались, почему на Черниговщине, с такими традициями (фамилий можно назвать очень много, начиная от Пантелеймона Кулиша — до Александра Довженко), в последнее время не издана ни одна книга? Неужели река творчества обмелела? На сегодняшний день у нас в области существуют два союза писателей. Один из них был создан в сентябре 1992 года и вообще не имел никаких прав. Когда мы начали работать вместе с литературным союзом писателей «Чернигов», он издавал альманах «Литературный Чернигов». Никакого отношения к областному отделению Национального союза писателей Украины они не имели, и на то время вообще не имели права на печать. «Литературный Чернигов» был слабым журналом, которому мы решили помочь. При поддержке бюджета области альманах стал прилично выглядеть. Мы пришли к выводу, что в нем должно быть не только творчество литераторов, но и художников и фотохудожников.

— И с чего вы начали?

— Мы задумались — возможно, нет авторов? Но нет — очередь. Материалы —очень интересные. Тогда мы поставили себе цель издать 30 книг. Сейчас мы делаем трехтомную антологию поэзии Черниговщины. Также мы собрали около 90 эссе поэтических голосов Черниговщины — от Пантелеймона Кулиша до современников. То есть мы, никого ни о чем не прося, осуществили попытку за небольшие деньги издавать книги различного уровня.

Не секрет, что для вступления в Национальный союз писателей Украины автору нужно издать три книги. И, возможно, книга, которую мы помогли выпустить, будет содействовать профессиональному росту писателя. Мы помогаем поверить в себя. Например, у нас есть поэт Коробко, который всю жизнь был прикован к постели болезнью. Когда он увидел экземпляр собственной изданной книги «Боль и святость», то будто вдохнул чистого воздуха. Для него это было самое лучшее лекарство. Это пример того, что каждый творческий человек с помощью государства может сделать первую попытку.

— Хорошо, когда авторы печатаются и имеют шанс «засветиться». А что это значит для вас?

— Я беру каждую изданную книгу в руки, как ребенка. Работаю над каждой обложкой. Для меня — это серьезное дело. Примером серьезного отношения к книгопечатанию для нас стала работа Ларисы Ившиной над подготовкой, изданием и пропагандированием «Україна Іncognitа». После встречи у нас в Чернигове на презентации первой книги «Україна Іncognitа» с подачи «Дня» мы начали работать над возможным проектом «Україна Іncognitа. Чернігівщина». Мы поставили себе цель подняться до уровня библиотеки газеты «День». Интересные материалы уже есть, заинтересованные люди также. Мы «заболели» этим вопросом и стремимся представить эту книгу в другом измерении. Черниговщина официально возникла 1300 лет тому назад. Москве — 850. Мы учили других и хотим напомнить об этом.

— Многие видят проблему отечественного книгопечатания в больших затратах. Как вы решаете этот вопрос?

— На собственном опыте я убедился, что для книгопечатания не требуется больших денег. Главное, чтобы было желание власти и творческих союзов работать вместе. Сотни молодых людей сегодня пишут, но им нужен трамплин для первого прыжка. Недавно мы приняли решение в следующем году на 120-летие Михаила Коцюбинского вручить литературные премии самым лучшим писателям. Наша цель — сделать это событием областного масштаба. Ведь на Черниговщине много людей, душой и сердцем желающих работать. Вместе мы докажем, что не только в Киеве или Харькове можно издавать книги.

— Какие рекомендации вы можете дать областям, которые захотят следовать вашей идеи?

— Главное — знать, к чему ты стремишься. Повторюсь, что сначала мы поставили перед собой задачу создать библиотеку из 30 книг. Чтобы она была в каждой школе. Но распространяться эта библиотека должна не бесплатно. Я противник бесплатной раздачи книг. У человека должна быть возможность купить книгу, ценить и читать ее. Я помню историю каждой купленной мной книги. В советские времена дефицита это была большая проблема, но слава Богу, что тогда существовала мода на литературу. К каждому изданию ты относился трепетно. Я убежден, что эта традиция должна восстанавливаться. А наша ментальность приводит к тому, что дареную книгу можно и потом почитать. Если же ты заплатил деньги, то тебя «задавит жаба», если не узнаешь, что же ты купил.

— Из ваших слов можно сделать вывод, что книгоиздательство не такое уж тяжелое дело...

— Конечно, проблемы есть. Главная — в небольших тиражах, ведь тогда вырастает себестоимость издания. Но большие тиражи издавать мы не можем. Сегодня мы ставим перед собой задачу поднять и заинтересовать тот творческий пласт, который уже потерял надежду. Это возможность дать поверить творческому человеку в то, что сегодня в Украине он может быть услышан, прочитан. Конечно, мы понимаем, что не все авторы одинаково высокого уровня. Но если из сотни писателей выйдет хотя бы еще один Довженко, то это уже огромный успех. Я в это верю.

— Как авторы узнают о вас?

— Мы создали при управлении по делам прессы и информации координационный совет по вопросам книгоиздательства, куда привлекли историков, литераторов, журналистов. Они коллегиально решают, кого в первую очередь нужно издать. Книгу можно издать, но не обязательно читатель будет знать о ней. Соответственно, нужна реклама.

— И как, по вашему мнению, должна происходить популяризация литературы?

— Возьмем, например, «Україна Іncognitа». Мы видим, что она должна быть в каждой библиотеке, как хрестоматия курса истории Украины, где я прочитаю не какие-то «сухие» материалы, а увижу живые документы, дающие толчок к более глубокому изучению темы. Поэтому, когда мы с Ларисой Ившиной обсуждали возможность издания «Україна Іncognitа. Чернігівщина», то посмотрели совсем на другой пласт — что же такое Черниговщина в истории Украины? В свое время Чернигов получил Магдебургское право и был действительно европейским городом. Возможно, это был тот прототип ЕС, куда мы сегодня стремимся. А возможно, мы и были центром Европы, а сегодня начинаем учиться у других тому, что у нас уже было и есть.

Мы впервые в этом году привлекли средства не только областного бюджета, но и районов. Мы консолидировано поможем своим авторам. Требуется, чтобы и районы лелеяли свои таланты. Альманах «Литературный Чернигов» дает возможность проявиться автору, а уже потом мы напечатаем лучших. Следовательно, появляется конкуренция. За последние два года мы выпустили больше 100 книг. Люди увидели, что на книгах можно зарабатывать — и это нормально. Если в следующем году вступит в силу Закон о книгопечатании, то это может стать детонатором культурного взрыва.

— А пользуются ли эти книги популярностью?

— Пока что слабо. Сейчас компьютерные технологии отучают читать. Но ведь книга — это интимная вещь. К ее героям можно вернуться в любой момент. В последние годы Украина пошла в издательской отрасли по европейскому пути — речь идет о приоритетном издании детективов и книг развлекательной тематики. Выросли поколения, не приученные к серьезной поэзии или прозе. Для популяризации таких изданий нужна реклама. А на черниговскую презентацию «Україна Іncognitа» пришло очень много людей — мы видим, что людям это интересно. На таких примерах и должна базироваться популяризация книг.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать