Действуй, Сьюзан!
В прокат вышла комедия «Шпионка» — давно назревший феминный ответ Бонду![](/sites/default/files/main/articles/16062015/12shpionka.jpg)
Новая комедия «Шпионка» начинается стандартно: ударная сцена со стрельбой и погоней, звезда эпизода — суперагент Бредли Файн в исполнении безукоризненного Джуда Лоу, затем — заставка с анимированными драками под патетическую музыку. Но это режиссерская уловка.
Ибо агент Файн — ничто без голоса в замаскированном наушнике — офисного аналитика Сьюзан Купер (Мелисса МакКарти), просиживающей рабочий день в подвале, где разрабатываются оптимальные маршруты для перемещений агентов и живут полчища мышей, которые ЦРУ никак не выведет.
Сьюзан — дама средних лет, пышных форм. Поступая в Управление, надеялась на адреналиновую интересную работу, но вместо этого застряла среди мышей и таких же, как она, клерков. Личная жизнь не устроена, перспектив карьерного роста — ноль. До поры до времени — пока вдруг все ловкие, умные и сильные агенты не провалятся, и ЦРУ не придется отправить на опасное задание кого-то неизвестного.
• Фильм Пола Фейга — издевательская инверсия типичного блокбастера про Джеймса Бонда. Все узнаваемые приметы, от побоища в казино и экзотических мест действия до специального оборудования, замаскированного чуть ли не под прокладки и таблетки от поноса, здесь есть. Но своеобразие «Шпионки» в другом: мужчины по преимуществу показаны или напыщенными павлинами, или идиотами, или злодеями. Они проваливают задания, ведут себя как полоумные, несут какую-то чушь, убивают направо и налево без надобности. И была бы совсем беда, если бы не умные, сильные женщины. Хорошие девушки побеждают плохих девушек и парней, спасают парней глупых, и за это попадают в рай хэппи-энда.
Впрочем, никакого мужененавистничества здесь нет. Потому что намерение авторов совсем иное.
За последние полвека предпринималось много попыток спародировать «бондиану», однако не стоит забывать, что и сам Бонд был в некотором роде пародией; большинство ранних фильмов прослоено спасительной иронией, злодеи в них более комичны, чем страшны. С годами франшиза теряла в фирменном легкомыслии и обрастала банальностями, главнейшая из которых (как и вообще в любом шпионском кино) — подчеркнутая маскулинность, на которую доселе мало кто покушался. Фейг сделал попытку — частично удачную.
• Пышные актрисы по определению принадлежат комедийному амплуа, однако Мелисса МакКарти (уже блеснувшая в «Девичнике в Вегасе» того же режиссера) берет не только фактурой, но и яркостью таланта, умея с равной убедительностью и воевать, и смешить; разит противника и метким кулаком, и не менее опасным острым языком. На том все и держится, ведь начало фильма не слишком развлекает: все шутки истекают из стандартного набора голливудских острот про секс и фекалии — но положение исправляется, когда Сьюзан-Мелисса окончательно берет действие в свои руки. Никогда не думал, что увижу что-либо смешное с участием Верки Сердючки, но даже эпизод с разгромом ее концерта (кстати, любопытно, насколько точно Фейг вставляет в фильм этого персонажа — ненастоящую женщину, поддельную толстушку) меркнет на фоне красноречия Шпионки. Виртуозный поток проклятий, который производит эта Плисецкая сквернословия, восхищает, а ведь стоит упомянуть также пластику движений, богатство мимики и умение взорвать смехом любую ситуацию.
Другие исполнители и исполнительницы тоже к месту; Миранда Харт в роли подружки героини и Роз Бирн в роли злодейки равным образом очаровательно нелепы. Отдельно удивил Джейсон Стетхем. В серьезном сюжете он способен угробить любой фильм, а здесь успешно высмеивает самого себя, воплощая эталон дурака с инициативой — существа, как известно, намного более опасного, чем дурак просто.
• «Шпионка», конечно, невеликое кино. Но обещания выполняет: да, комедия, да, местами смешная, да, про шпионаж, и еще раз да — давно назревший феминный ответ Бонду.
Удастся ли снять продолжение (а это явно планируется) более занятное, чем первый фильм? Может быть. Кладезь штампов киношпиономании кажется неисчерпаемым.
Выпуск газеты №:
№103, (2015)Section
Тайм-аут