Дневник
28 марта
Весна — это чудесное время года, когда под согревающим взглядом солнца бурлят соки во всем живом, теплый ветер заставляет сбросить тяжелую зимнюю одежду, да и просто все чаще улыбаются друг другу прохожие. Увы, долгожданное таяние снегов, прежде чем подарить нам картину зеленеющих полей и деревьев, обнажает неприглядную картину раскисшей от влаги земли, щедро усеянной мусором. Наряду с весенней грязью появился и еще один повод впасть в меланхолию, который нам подбросили народные избранники. Речь идет о всплывшей в начале марта финансовой отчетности по ремонту автопарка главного законодательного органа страны. Верховная Рада потратила на закупку автозапчастей и проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей депутатов 2,5 млн грн.
Вопрос о том, как дорого обходится нам содержание всего чиновничества, давно уже набил оскомину. Во многих странах хорошим тоном для властей в борьбе с общемировым финансовым кризисом стало начинать с себя: незазорным затянуть свой пояс потуже посчитали чешские власти, которые в декабре прошлого года сократили зарплаты законодателей обеих палат парламента, судей, прокуроров, премьер-министра и президента. Япония в феврале приняла закон, согласно которому зарплата государственных служащих всех уровней будет сокращена от 7,8% (рядовым служащим) до 20% (министрам) и 30% (премьер-министру). Средства от сокращения зарплат будут направлены на нужды восстановления страны после разрушительного землетрясения и цунами в марте прошлого года. Но что показательно — еще до принятия закона осенью прошлого года кабмин Японии добровольно урезал себе зарплаты, чтобы направить вырученные средства на нужды восстановления страны. Парламентская комиссия Бельгии снизила зарплаты депутатам на 5%, а также приняла решение повысить пенсионный возраст парламентариев с 55 до 62 лет и упразднить им выплату премиальных при досрочном выходе на пенсию. Ранее о сокращении зарплат министрам объявило правительство Бельгии.
Но, похоже, киевских чиновников такой пример иностранных коллег не вдохновляет. Еще в феврале они благополучно провалили постановление, согласно которому должны были быть урезаны расходы на содержание Верховной Рады, Кабмина и Президента. К сожалению, это далеко не европейский, а, если можно так выразиться, староазиатский подход нашей власти — ханская роскошь власти и нищета народа. Цифры о количестве служебных автомобилей, которые возят чиновников Украины, как минимум удивляют — на сегодняшний день это 6972 авто. Для сравнения, в Великобритании на всех высших чинов приходится всего 191 автомобиль, в Дании — 23.
Показательна в данном случае цитата одного из власть предержащих о том, что дорогие машины — это визитка нашей власти и нашей страны. Думаю, такие слова привели бы в растерянность министра обороны Швейцарии Ули Маурера и мэра Лондона Б. Джонсона, которые ездят на работу на велосипедах (!).
Становится стыдно за такое мышление украинских слуг народа. Для них непонятно, что визитка нашей страны — это незастроенный исторический центр, это велосипедные дорожки, это вежливые милиционеры хотя бы с минимальным знанием английского, это оборудованные пандусами подъезды для инвалидов, это оборудованные звуковыми элементами светофоры для слепых и слабовидящих. Это подземные паркинги, а не заставленные автомобилями тротуары и детские площадки. Визитка страны и ее власти — это прозрачное и простое налоговое законодательство, отсутствие рисков для инвесторов как в большом, так и в среднем и малом бизнесе. И уж точно визитка страны — это не 152-е место в рейтинге коррупции, 116-е в рейтинге свободы слова и не 73-е в мировом рейтинге уровня жизни (между Намибией — 72-е место и Ботсваной — 74-е).
Радует одно. Впереди весна, и с ней яркая синь неба, сладкий прозрачный воздух, майские грозы и ощущение юности и свежести мира. И это то, что они не могут испортить.
Выпуск газеты №:
№54, (2012)Section
Тайм-аут