Перейти к основному содержанию

Евгений Станкович выступит в роли... Фигаро

Завтра знаменитый композитор отметит свой 60-летний юбилей
18 сентября, 00:00
Имя Е.Станковича неразрывно связано с самыми яркими произведениями современной украинской музыки. Как правило, его сочинения являются синтезом авангардизма, классики и фольклора. В них присутствуют драматизм, экспрессия и лиричность. Евгений Федорович — один из самых знаменитых и популярных украинских композиторов, а его сочинения исполняются во многих странах. Поэтому чествовать маэстро будут во всех регионах Украины. Первыми начали торжества на его родине в Закарпатье. В день рождения Станковича в Национальной опере Украины покажут его балет «Викинги» (хореография Виктора Литвинова), а 20 сентября с этой прославленной сцены прозвучат Концерт для альта с оркестром (солист Даниил Райскин, Голландия), «Симфония пасторалей» (солирует скрипач из России Эдуард Идельчук), Сюита из балета «Ночь перед Рождеством» в исполнении Национального симфонического оркестра Украины (дирижер Владимир Сиренко). Не останется в стороне и Колонный зал им. М.Лысенко. В филармонии будут исполнены сочинения на духовную тематику и фолк-опера «Цвет папоротника» в хоровом варианте. В вечере примут участие мужская капелла им. Л.Ревуцкого, женский хор «Павана» и камерный хор «Киев». В альма- матер маэстро, — Национальной музыкальной академии Украины, где более десяти лет преподает Евгений Федорович, — студенты и педагоги подготовили два концерта, в которых прозвучат семь симфоний композитора.

Презентом имениннику и почитателям таланта маэстро стало открытие его именного Интернет-сайта — www.stankovych.org.ua. В ближайшем будущем должны выпустить серии компакт-дисков с его сочинениями, снять документальный фильм, посвященный творчеству композитора. А в следующем году состоится тур нескольких ведущих украинских коллективов по странам Европы, которые будут исполнять произведения Евгения Федоровича.

«КОГДА ЧТО-ТО НЕ ЛАДИЛОСЬ, КАЗАЛОСЬ — ЭТО МОЕ ПОСЛЕДНЕЕ СОЧИНЕНИЕ»

Наша встреча с маэстро произошла накануне его юбилея. Композитор не скрывал, что ему не очень уютно быть в центре всеобщего внимания.

— Слава Богу, что дожил до такого возраста. А с другой стороны, мне немного страшно, что же будет дальше, — с грустной улыбкой признался Евгений Федорович. — Я не люблю дней рождения с детства. Возможно, потому, что мне не нравится, когда на мою персону обращают внимание. А с годами стало раздражать слушание всяких речей, даже произнесенных от чистого сердца. Поэтому стараюсь на именины вообще исчезнуть из Киева. Вот только на юбилей спрятаться невозможно — все равно найдут. Не знаю, как переживу эти дни. Придется быть немного Фигаро, чтобы везде успеть. Интересно, послушать в филармонии «Цвет папоротника» в хоровой интерпретации, а затем хоть краем глаза увидеть обновленный вариант балета «Викинги». У фолк-оперы «Цвет папоротника» непростая история. Видимо, мое незнание биологии — того, что папоротник размножается спорами, а не цветами — не дает распуститься этому произведению (смеется маэстро). Возрождает оперу Николай Гобдыч, правда, специфическими средствами. Ее поют а капелла — это довольно необычная трактовка. Но благодаря ему, хоть что-то цветет потихоньку.

Маэстро часто спрашивают, как рождаются его произведения. Приоткрывая тайну своей творческой деятельности, Евгений Федорович говорит:

— Дома на цыпочках никто не ходит. Семья давно привыкла к моей работе и не обращает на меня внимания. Приходилось работать в разных условиях: и при шуме, и при гаме, — зато я научился не реагировать на внешние раздражители, сосредотачиваясь на собственной музыке. Еще подростком, прочитав письма великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, был поражен его высказыванием: «Я пишу музыку так, как сапожник шьет обувь. Работаю ежедневно». В этих словах маэстро — истина творческого процесса. Отсекается надуманное, некая человеческая бравада: ах, я творю! Композиторский труд — очень тяжелая каждодневная работа. Она отнимает много внутренних и физических сил. Есть такие масштабные произведения, на которые тратится масса энергии. Не секрет, что напряжение сказывается у каждого автора по-своему. Бывают случаи, когда люди творческих профессий даже с ума сходили. Это происходит от сильных душевных переживаний, концентрации сил. Меня Бог миловал, оставляя в здравом уме. Хотя были нелегкие периоды: если что-либо не ладилось, то казалось, что это — мое последнее сочинение».

Одна из последних музыкальных премьер композитора — оратория «Слово о полку Игореве» для сопрано, тенора, баритона, баса, смешанного хора и симфонического оркестра.

— Идея «Слова...» принадлежала Тарасу Шехедину из Украино-американского института (Нью-Йорк), — продолжает Станкович. — Материал — огромный, и я даже ощущал внутренний дискомфорт. Вроде и работал много, но порой казалось, мне не удастся дописать ораторию до конца. «Слово...» рождалось трудно. Это — час непрерывной музыки; из текста непросто было выбрать необходимое. Либретто написал Леонид Махновецкий, его ритмичный перевод максимально приближается к старославянскому оригиналу. Ораторию исполнили два раза. Произведение требует определенных усилий, связанных с творческими графиками двух коллективов: Национального симфонического оркестра и капеллы «Думка». Трудно совместить их гастрольные маршруты. Хотели исполнить ораторию и на мой юбилей, но «Думка» сейчас выступает за рубежом, а коллектив Владимира Сиренко только недавно вернулся из своего турне. Поэтому «Слово...» пришлось отложить.

Программу юбилейных концертов составлял не я. Это инициатива тех коллективов, которые изъявили желание выступить на вечерах. У меня нет каких- нибудь символичных, так называемых знаковых сочинений, которые я хотел бы услышать в день рождения. Надеюсь, что лучшее произведение впереди и мне предстоит еще его написать. К сожалению, я не успел дописать обещанную на юбилей премьеру. Возможно, через месяц-два познакомлю слушателей со своим новым творением, но при условии, что музыканты Национального симфонического оркестра будут в Киеве, а не на гастролях. Сиренко мне предлагал, что они исполнят несколько фрагментов, ведь симфоническая поэма практически готова, но я считаю, что полуфабрикат нельзя предъявлять публике.

Творческое наследие Станковича огромно. Евгений Федорович написал 8 симфоний, 9 камерных симфоний, оперу «Цвет папоротника», 5 балетов, большое количество ораториальных, камерно-вокальных и инструментальных работ, а также музыку для 6 спектаклей и более чем 100 фильмов. Например, его Третья камерная симфония вошла в десятку наилучших произведений мира по оценкам ЮНЕСКО за 1985 год. Евгений Федорович награжден многими почетными званиями и наградами, много лет возглавлял Союз композиторов Украины.

ВИКИНГИАДА

Балет Станковича «Викинги», поставленный два года назад на киевской сцене, вызвал противоречивые отклики. Прекрасная музыка, но либретто Александра Быструшкина и Юрия Станишевского провисало, сценография Виктора Литвинова распадалась на кусочки. Герои были схематичны, без живых черт, а массовые сцены даже вызывали улыбку. Похоже, к критике в театре прислушались. Сюжет «Викингов» авторы немного подправили. Тема ведь интересная — исторический факт: дочь киевского князя Ярослава Мудрого Елизавета, выйдя замуж за викинга Гаральда Сурового, стала норвежской королевой. Вместе с мужем основала столицу Осло. 20 лет правила страной, а после гибели супруга стала женой Свена Могущественного и десять лет была королевой Дании.

— Недовольство «Викингами» вызвано тем, что мы привыкли представлять их такими, как их показывают в американских фильмах — вояками без страха и упрека, —считает композитор. — Это действительно были воины, смысл жизни которых был в борьбе: набегах, сражениях. Однако мой балет не только о войне, но и о любви. Над режиссурой вначале работал Анатолий Шекера. Он был мастер эпических полотен с сильной драматургией, концептуальный балетмейстер, со своим особым взглядом, но его болезнь и смерть не дали родиться спектаклю. Затем за балет взялся Литвинов. Он — мастер более лирический. В его работе много сцен-символов. Он отказался от массовости. Виктор не имел возможности нормально репетировать: то он был занят, то солисты были на гастролях. Работали отрывочно и поэтому не все, что задумывалось, он смог реализовать. Сейчас добавлено несколько сцен, которые более полно раскроют образы главных героев балета, несколько видоизменится финал, а батальных сражений как не было, так и не будет.

АВЕ, МАЭСТРО!

Портрет юбиляра будет не полным, пока о нем не расскажут коллеги и друзья. Люди, близко знающие Евгения Федоровича, восхищаясь его талантом, отмечают, что маэстро очень скромный и даже застенчивый человек.

— Станкович коммуникабелен и демократичен. С ним интересно и приятно работать. Он очень добрый человек. У него нет заносчивости, комплексов мэтра, странностей, которыми довольно часто страдают творческие люди. Очень организованный человек и щедрый. Его любят музыканты. Я имел отношение к его сочинению «Пусть святится имя твое», — вспоминает дирижер Национальной оперы Украины Иван Гамкало. — Это была работа Национального симфонического оркестра с капеллой «Думка». Мы исполняли музыку Станковича не только в Украине, но и на гастролях в Цюрихе. Особый успех у публики вызвала его «Аве Мария». Пять лет назад цюрихский ансамбль «Новая музыка» отмечал свое 100- летие и его дирекция, чтобы разнообразить свои программы, заказала сочинения в разных странах. На юбилейном концерте среди пестрого современного многоголосья очень мощно прозвучала музыка Станковича. И слушатели, и музыканты были единодушны во мнении, что фаворитом вечера была украинская музыка. К сожалению, одна из наших совместных идей так и не воплотилась в жизнь. Станкович не написал оперу, которую мог бы написать по своему таланту: произведение, подобное «Золотому обручу» Бориса Лятошинского или «Богдану Хмельницкому» Константина Данькевича, которое ждет от Станковича украинская история.

Если говорить о почерке Евгения Станковича, то его музыку не спутаешь ни с чьей. Композитор имеет свой стиль, свое мышление. В основе его произведений лежат лучшие образцы украинской музыки, в первую очередь — его учителя Бориса Николаевича Лятошинского. Евгений Федорович вобрал в себя достижения авангарда европейской музыки — и сумел объединить их с традициями украинского мелоса и его родного края — Закарпатья. Этот конгломерат получился довольно интересным. Сочинения Станковича являются украинской музыкой, но вместе с тем и мировой музыки второй половины ХХ столетия.

Александр Быструшкин, начальник Главного управления культуры и искусств г. Киева и либреттист балета «Викинги» признался, что знаком со Станковичем с 60-х годов. Он отметил, что кроме огромного таланта у маэстро есть три замечательных качества: щедрость, работоспособность и мобильность. С улыбкой вспомнил, как их, тогда еще молодых актеров, хлебосольно угощал Евгений Федорович, получив гонорар. Как на пальцах Станковича были мозоли, когда он торопился выполнить в срок заказ к 1500-летнему юбилею Киева. О том, как несколько раз он переделывал музыку к «Викингам», идя навстречу пожеланиям либреттистов и хореографа. По словам Быструшкина, у Станковича нет никакой закостенелости: я мастер и будет только так как я написал. Он умеет слушать и прислушивается к мнению других, но при этом обладает даром убеждать в своей правоте.

НЕЮБИЛЕЙНЫЕ «ПОЧЕМУ»?

Как считает музыковед Елена Зинкевич: «Мы все в большом долгу перед композитором. Нужно ставить вопрос о музыкальном театральном наследии Станковича». Например, в Мариинском театре идут все произведения, написанные Андреем Петровым. Петербуржцы гордятся своим современником, а у нас есть мастер еще большего масштаба, но такое впечатление, что в киевском театре фактически не замечают этого. Что за странный подход? При жизни поступаем как сторонние наблюдатели: выплыл — хорошо, а нет — так нет. Часто скупимся на вполне заслуженную похвалу. Зато если человек уходит в мир иной, начинаем бить себя в грудь и рассказывать, что рядом с нами жил и творил гений. Ах, как жалко, что многие его планы не удалось реализовать.

Сегодня в репертуаре Национальной оперы Украины лишь два балета Евгения Федоровича — «Ночь перед Рождеством» и «Викинги». Почему мы так разбрасываемся талантами? Ранее в столичной афише были его балеты «Ольга» и «Прометей». Да, они поставлены два десятилетия назад и их, с позиций сегодняшнего дня, можно назвать формальными спектаклями. Получается, что после смерти Шекеры его работы вытесняются из репертуара.

Ставить балеты Станковича — серьезный экзамен для хореографов, потому, что каждая работа композитора является совершенно новым жанровым направлением. Это требует от балетмейстера поиска сценического воплощения, открытий, которые, увы, далеко не всегда адекватны музыке. До сих пор не поставлена его фолк-опера «Цвет папоротника». Для нее были сделаны замечательные декорации Евгением Лысыком, интересное сценическое воплощение было предложено Анатолием Шекерой. В 80-м к спектаклю «прилепили» националистический ярлык. Но ведь мы уже отпраздновали 11 лет независимости Украины. Так почему наша Национальная опера фактически не имеет в своем репертуаре спектаклей современных украинских авторов? Как справедливо считает Елена Зинкевич, нужно воспользоваться юбилеем композитора, чтобы не только поднять неюбилейные «почему», но и сдвинуть неудобные вопросы с мертвой точки. Чтобы Национальная опера ставила не только то, что заказывают западные импресарио и выезжала с этими спектаклями на гастроли за рубеж, а чтобы театр был национальным по сути, а не по названию, являлся флагманом, показывающим лучшие произведения современной украинской культуры.

Недавно начался учебный год в Национальной музыкальной академии, где Евгений Федорович заведует кафедрой композиции.

— Я никогда не думал, что доживу до того момента, что стану преподавать, — признался Станкович, — так как никогда не занимался селекцией. Себя считаю еще молодым педагогом — всего десять лет работаю в консерватории. Меня пригласили заведовать кафедрой после ухода Андрея Штогаренко. Решил попробовать и втянулся в учебный процесс. В последнее время стали радовать мои студенты. Их не останавливает то, что сегодня профессия композитора не престижна: если ты не пишешь эстрадных шлягеров, то никому не нужен. Среди моих учеников есть три-пять молодых талантов и, если судьба к ним будет благосклонна, они прославят не только себя, но и украинскую музыку, став блестящими композиторами. А раз есть такие музыканты, которые готовы ради творчества не обращать внимание на материальный достаток, то украинская музыка не закончится.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать