Европейские черты украинской архитектуры
Людмила ГАРАРУК: «Украинское барокко — уникально, и именно его исключительность должна повлиять на осознание себя нашими гражданами»
Шедевры украинского барокко получили второе дыхание. На днях в Большом бальном зале гостиницы InterСontinental прошла вечеринка-концерт, целью которой был сбор средств для переиздания книги «Порталы в украинской архитектуре». Составителем сборника является архитектор Дмитрий Яблонский. В частности, потенциальные меценаты репринтинга могли насладиться выставкой редкостных акварелей Яблонского.
По словам организаторов, издание «Порталов» имеет достаточно большое значение для украинской культуры. Прежде всего следует обратить внимание на автора книги Дмитрия Яблонского. Несмотря на российское происхождение (архитектор родился в 1921 г. в Смоленске), приехав в Украину, будущий доктор архитектуры и специалист в отрасли автоматизированного проектирования жилищного строительства говорил на украинском языке и носил вышиванки. Интересовался Яблонский и украинской архитектурой. В 1953 г. он защитил кандидатскую диссертацию по изучению порталов украинского барокко. В этот же период был создан сборник, напечатанный тиражом 4,5 тысячи экземпляров. Однако книгу изъяли из обращения и уничтожили. Уцелели только 2-3 экземпляра.
В чем же советская репрессивная система увидела угрозу? Для того, чтобы это объяснить, по мнению организаторов, стоит обратиться к истории барокко. Официальная версия возникновения этого стиля неожиданно прагматична. Приход эстетических смыслов, воцарившихся не только в архитектуре, но и культуре в целом более чем на два столетия (с ХVI ст. до начала ХІХ ст.), был спровоцирован определенной «оптимизацией» строительного процесса. Папский престол — известно, что барокко пришло именно из Италии — почувствовал нехватку средств. Денег на строительство огромных сооружений не хватало, это и положило начало поиску новых возможностей для отражения могущества и значимости. Именно тогда был осуществлен переход от масштабных форм к смысловому наполнению. Началась эра «украшения».
Барокковую архитектурную традицию перехватили и на территории разделенной в те времена Украины. Объединившись с украинскими представлениями об искусстве строительства, барокко прижилось здесь с приставкой украинское или казацкое.
Характерной чертой является то, что фактически любая основанная в Европе культурная традиция распространялась на все Западное пространство, но не на Востоке. Наличие в украинской архитектуре черт и признаков, присущих европейским памятникам архитектуры, свидетельствует о ее культурном единстве со Старым светом. По словам организаторов, Украина была маргинализированной, периферийной, но все же частью Европы. Осознание этого факта украинцами шло в разрез с агитационно-пропагандистской работой коммунистической империи.
Вернуть украинцам очередное подтверждение их принадлежности к европейской цивилизационной парадигме — ключевая задача организаторов. В разговоре с «Днем» инициатор мероприятия, владелица студии ювелирного дизайна Людмила Гарарук отметила, что украинское барокко является уникальным и именно его исключительность должна повлиять на самоосознание украинцев. Однако больших надежд на вечеринку не возлагает. «Вряд ли нам удастся собрать средства, чтобы покрыть расходы на переиздание, но это мероприятие станет первым шагом на пути к воплощению цели», — говорит она. И добавляет: «То, что мы напомнили людям об этой книге, — уже хорошо. Таким образом мы надеемся подогреть интерес общества, по крайней мере какой-то его прослойки, к украинскому барокко». Сама же дизайнер признается, что долгое время фактически ничего не знала об этом стиле. Вдохновили ее на организацию репринтинга знакомая Вера Винничук и дочь Яблонского Анна.
Погрузиться в атмосферу бароккового прошлого гостям помогала классическая музыка — произведения Антонио Вивальди, Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя — в исполнении Национального камерного ансамбля «Киевские солисты» и квартета саксофонистов Национальной филармонии Украины. Последние, в частности, презентовали произведение украинской барокковой музыки, ноты которого были записаны Яном из Люблина и долгое время хранились в архивах Парижа. Отдельное внимание уделили и религиозному пению эпохи барокко в исполнении камерного хора «Киев».
Фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Выпуск газеты №:
№30, (2013)Section
Тайм-аут