Фотовыставка «Дня» — модель для совершенствования национального характера
В этом году Фотовыставка «Дня» осуществила Великое Переселение — из Украинского дома, где она открывалась из года в год, в Музей современного искусства. Изменение масштабов заметно, и оно — к лучшему. Фотовыставка органичнее выглядит в музейном пространстве. Это, конечно, субъективное утверждение, но, сколько бы не возили звезд мирового современного искусства в бывший Музей Ленина, сколько бы его не называли «Украинским домом», историческое прошлое непременно ощущается в атмосфере. А здесь — «свежие» стены, свежие впечатления. Между прочим, и «свежих» лиц на Фотовыставке в этом году было особенно много. Заметная как никогда линия «хай-тек страны» — такие фотороботы как «Он», «...и Она» — сообщает о существовании «другого измерения» в стране, измерения (не демонстративно, но по сути своей) противостоящего «миру хаоса», который воплощен в частности на таких фото как «Теперь и с божьей помощью» и других политических фотосценах; и который, к сожалению, пока еще доминирует в украинской реальности. Более того. На информационном фоне избирательной кампании, которая достигла своего пика, «Он» «... и Она», люди, которых мы видим на снимке «Украинцы — читайте!» — это словно образы, которые воплощают «главного врага режима». Потому что передают принципиально другое мировоззрение. По крайней мере, очень хочется в это верить, когда смотришь на такие снимки. А они, между прочим, замечательно вписываются в призыв «Дня» противостоять деградации.
Я очень долго колебалась, за кого бы проголосовать, кому отдать свой единственный зрительский голос. Фаворитов было по меньшей мере три, но победила лиричность — и я проголосовала за фото Николая Хриенко «Реве та стогне Дніпр широкий...». Слишком трогательный сюжет, чтобы обойти его вниманием... Зацепили за живое также снимки «Отголосок истории», «В запаснике» (этот — с «двойным дном» — он и драматический, и в то же время обнадеживающий).
В целом, как всегда, «судьбу» многих снимков решают текстовки. Среди них есть просто гениальные, которые заставляют посмотреть на тот или иной сюжет в другой «верстке». И тогда уже колеблешься — в чем больше творческого «огня»: в фотографии или в текстовке. В этом, по-видимому, заключается главная особенность Фотовыставки «Дня». И по этой причине ни один фотоконкурс в Украине из тех, которые я знаю, не может ее превзойти — здесь на фото видят не просто «Ющенко — слева, Тимошенко — справа» (как об этом уже говорила главный редактор «Дня» в предвыставочном интервью), а психодрамы, нерешенные извечные украинские проблемы... Вот хоть бы фото «Братья. Киев. Европейская площадь». Сам снимок, конечно, замечателен, но тот смысл, который открывает текстовка, — это что-то намного большее. Не представляю себе такого масштаба мышления на том же World Press Photo, хотя там — и человеческие драмы, и самые актуальные в мире события, и безукоризненное репортерство. Но вопрос еще и в том, как на это все посмотреть. И ценность Фотовыставки «Дня» прежде всего в том, что здесь умеют посмотреть на снимок так, как это не сделает никто другой.
Есть в экспозиции просто невероятно эстетические снимки — как, например, «Лето», «Гуцульское хайку», «Древо». Есть философские работы. Как всегда, много тепла и человечности, что уже само по себе бросает вызов многим художественным и культурным проявлениям современности. Замечательно, что рядом с этим «сентиментализмом» (в лучшем смысле этого слова) — острые сюжеты: «Внеблоковые», «Читайте знаки». Они не дают «растечься» эмоциям, держат зрителя в напряжении. А такие фото как «Психодрама» нуждаются во внимательном и углубленном зрителе, понимающем контекст-подтекст, — в таком, который, например, может «справиться» с карикатурами Анатолия Казанского...
Следовательно, рядом с эмоциональностью, человечностью — потребность вдумчивости и общественно-политической (как в случае с тем же фото «Психодрама», снимком «Сюжет для драматурга»), и философской (как в случае со снимком «Председатель нации», «Не травмируйте ангелов»). Человечность и вдумчивость — как вариант если не национальной идеи, то, по крайней мере, модели для совершенствования национального характера. И в этом — также большая ценность Фотовыставки «Дня».
Украинцы — читайте! И смотрите!
Выпуск газеты №:
№191, (2012)Section
Тайм-аут