Французский джаз с украинской душой
Дмитрий НАЙДИЧ: «В отрыве от истоков остается только форма»![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20060814/4136-8-1.jpg)
Летом, в период сезонного «затишья» концертной и театральной жизни, Киев посетил незаурядный музыкант, джазовый пианист — обладатель неповторимого стиля, талантливый композитор и аранжировщик Дмитрий Найдич. Он уже давно живет во Франции, успешно гастролирует по Европе, а его выступления в нашей столице привлекли внимание профессиональных музыкантов и многочисленных меломанов.
Сам Найдич называет себя джазовым музыкантом, однако его творчество, пожалуй, шире рамок какого-либо одного стиля. В Киеве, где Дмитрий Найдич родился и вырос, живут его родители: их- то он и приехал навестить. Дмитрий родился в музыкальной семье (его мать, Нина Найдич, преподает фортепиано в знаменитой Киевской средней специальной музыкальной школе им. Н. Лысенко) и уже с четырех лет увлеченно играл на рояле. Таким было начало завидного образования: кроме Киевской средней специальной музыкальной школы, Дмитрий совершенствовал свое мастерство в Киевской консерватории и в Российской музыкальной академии им. Гнесиных. Однако достижений на поприще академического пианиста оказалось недостаточно для этой пылкой натуры; дальнейший поиск возможностей для более полного творческого самовыражения продолжался в области джаза. Так, на фоне классических концертов (в том числе с оркестром) и создания музыки для театра, начались совместные выступления с французскими музыкантами, по их приглашению.
Дмитрий Найдич начал гастролировать во Франции и с 1992 года обосновался в Лионе. Преподавание в Национальной консерватории он сочетал с выступлениями в разных городах Франции, каждое из которых было, по сути, своеобразным спектаклем — музыкальным путешествием, повествованием, рассказанным на рояле, полным юмора, романтичным и изобретательным, которое индивидуально преломляет джаз и украинский фольклор на классической основе. Наша беседа началась с поздравлений: недавно Дмитрий и двое его единомышленников получили престижную французскую театральную (!) премию «Мольер» (в номинации «Музыкальный спектакль»). В проекте, кроме самого Найдича, принимал участие его бессменный партнер по ансамблю, замечательный джазовый скрипач Дидье Локвуд, а также жена Локвуда Каролин (сопрано).
— Уже на первых сольных концертах темперамент толкал меня выходить за рамки инструмента, — признался Дмитрий Найдич. — Это было нечто вроде моноспектаклей, где естественно сочетались музыка, общение с публикой, текстовые вставки, игра света и цвета...
Знакомство с Локвудом похоже на чудо: знаменитый скрипач согласился приехать на фестиваль Дмитрия Найдича в г. Аннонэ при условии, что музыканты выступят вместе, но без репетиции. Уже на сцене они обнаружили, что буквально дышат в унисон. Такой ансамблевый контакт, магическое общение в дуэте привели к совместному «путешествию по всем музыкальным стилям» длиною в семь лет. В ходе репетиций и общения возникла идея спектакля; жена Локвуда Каролин — певица, работающая в классической манере — присоединилась к их дерзкому проекту. Сначала все «вертелось» вокруг рояля, затем при участии французского режиссера Алана Сакса был создан спектакль «Все концы веков похожи», повествующий — на языке музыки — о ложной конфронтации классической и джазовой традиций через гипертрофированные качества персонажей. Дидье выступал в роли хулигана-джазмена, его жена изображала закомплексованную классическую артистку, а Дмитрий за роялем «восстанавливал справедливость». Кроме музыкальных номеров — соло и дуэтов — в спектакле есть и пародийные тексты. Спектакль высоко оценили не только профессиональные критики: он долго шел в Париже и других городах, имея успех у самой разной публики — как театральной, так и музыкальной; кроме «Мольера», номинировался на премию «Победа музыки».
— Дмитрий, почему в этот раз, приехав в Украину, вы не запланировали выступления?
— К сожалению, Украина оторвана от жизни европейской и мировой — в виду экономических факторов. Это очень сужает возможности. Ведь есть интересные проекты, стоящие определенных денег... Когда речь идет о моих сольных концертах, я могу выступить бесплатно, но известных музыкантов трудно уговорить сделать то же самое. Они отдают часть своего времени на благотворительность, но делают это в основном у себя на родине — во Франции. За границей преобладает коммерческий подход. Например, сорвался наш концерт с Локвудом в Киеве. К сожалению, это уже не в первый раз, когда украинская сторона договаривается со мной о концерте, а потом дает отбой. Это неприятно, учитывая, что гастрольный график музыканты всегда составляют заранее.
— Чем был вызван ваш отъезд во Францию?
— Отъезд спровоцировал тот самый факт, о котором я только что говорил — «оторванность» и отсутствие средств... Если хочешь серьезно заниматься музыкой, особенно такой, которой занимался я (параллельно с классикой я хотел заниматься джазом), то нужно учиться. А чтобы учиться, надо контактировать с большими музыкантами, играть с ними, быть в среде, слушать. К нам большие музыканты приезжали редко... Если говорить о джазе, то есть несколько стран и городов в мире, где уровень музыкантов очень высок. Это Нью-Йорк — я когда-то хотел туда поехать — и Париж, куда переселились многие американские музыканты. Но слепо копировать зарубежные образцы невозможно, надо заимствовать лучшее и добавлять свое: европейское, славянское...
В джазе изначально есть элементы фольклора, голос корней, прежде всего афро-американских, генетический опыт поколений, а в отрыве от этих истоков остается только форма. Но сейчас, увы, джаз умирает как культура — во всяком случае его клубная форма, которая исторически была основной; я это говорю как человек, занимающийся джазом последние 25 лет. Ничего нового не происходит, а старое утрачивает энергетику новизны. Джаз потерял свою изначальную роль социального протеста: студенты идут учиться джазу в консерваторию, какой уж тут «крик свободы»... Поэтому ныне джаз интересен с точки зрения контактов с другими стилями. Его ценность для меня в том, что он вернул импровизацию, благодаря которой джаз легко смешивается с фольклором, с другими жанрами и обогащается современной гармонией; в том, что вернул сочетание исполнителя, композитора и импровизатора в одном лице: ведь в последнее время эти ипостаси чаще всего строго разграничены.
— Где планируете выступать в ближайшем сезоне?
— На осень запланирован интересный проект: запись украинских народных песен в оригинальной обработке при участии украинской вокалистки; необычный эффект в сочетании с таким первоисточником дают перкуссия и саксофон.
Были созданы диски — сольные и созданные в сотрудничестве, гастроли, был музыкальный спектакль при участии клоунов... В сотрудничестве с Дидье Локвудом и Жан-Люком Понти он получил музыкальную премию «Зенит». Также Дмитрий участвовал в турне с хорошо известным в Украине знаменитым аккордеонистом Ришаром Гальяно. Однако самое трогательное, самое драгоценное для самого музыканта, а значит и для всех, кто хочет по-настоящему понять его творческую суть, это произведения, созданные для сына Матюши. Например, Дмитрий Найдич аранжировал известную песню «Несе Галя воду» в исполнении сына: непередаваемое очарование детского голоса сплетено с диковинными сочетаниями гармонических красок, тембров, причудливых композиторских находок. Отец и сын сообща превратили популярную песню в миниатюрное подобие оперы- сказки: по-французски изысканной и по-украински искренней и свежей...
Выпуск газеты №:
№136, (2006)Section
Тайм-аут