«Гимн должен легко ложиться на любой голос»
Руководитель капеллы «Думка» Евгений Савчук о премьерах, гастролях и поклонниках![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20031111/4203-8-1_0.jpg)
— Наш коллектив был удостоен почетной миссии открыть 140-й юбилейный сезон Национальной филармонии Украины, — рассказал Евгений Герасимович Савчук, художественный руководитель «Думки». — Капелла исполнила Девятую симфонию Бетховена в сопровождении Симфонического оркестра под управлением Николая Дядюры, солировали тенор Ноберт Орт (Германия), бас Франко Деграндис (Италия) и сопрано Валери Кондолуччи (Франция). На недавно завершившемся фестивале «Киев Мюзик Фест» мы презентовали слушателям Кантату-поэму Мирослава Скорика «Гамалия» на известный шевченковский текст. Я уверен, ей уготована большая и длинная сценическая жизнь. «Думка» обязательно запишет «Гамалию», чтобы кантату услышали наибольшее число меломанов. Хотя эта работа требует решения определенных технических и организационных вопросов: кроме хора, нужно объединить симфонический оркестр, двух солистов, найти средства на запись, а это ныне не так просто.
Со Скориком у нас впереди еще одна большая работа. «Думка» будет переписывать Гимн в другой тональности. Мирослав Михайлович сделал новую версию. Мы уже один раз записали Национальный гимн (то была совместная редакция Скорика и Станковича). Он звучит ежедневно по радио и на всех торжественных мероприятиях. Сейчас идет поиск новой музыкальной версии Гимна. Мы, как исполнители, не совсем довольны предыдущим результатом. На мой взгляд, ныне тональность завышена. Профессиональным певцам трудно петь, а ведь Гимн должен знать и исполнить любой гражданин Украины, поэтому он должен быть легким для пения. Сегодняшняя запись имеет сложную музыкальную фактуру. Нужно сделать такую версию, чтобы он легко ложился на любой голос. Я уверен, что очень скоро украинцы будут петь Гимн по велению сердца, души, а перед домом, на манер американцев, ежедневно подымать государственный флаг...
КАК УКРАИНЦЫ ПОСТИГАЛИ ФРАНЦУЗСКУЮ ДУШУ
— Нынешним летом мы выступали во Франции. Межев (французские Альпы) — известный горнолыжный курорт, но это место хорошо знакомо и меломанам. Летом там проводятся музыкальные фестивали. «Думка» уже второй год подряд принимает в них участие. В нынешних концертах нашими партнерами были музыканты Новосибирской филармонии, а дирижировал Александр Полищук (наш земляк, экс-киевлянин, мой бывший ученик, ныне работающий в Петербурге). Видите, насколько все переплетено и тесно в музыкальном мире. Дома нам не удается встретиться, а за границей вместе выступаем уже второй год подряд.
Как шутят наши коллеги, «Думка» во Франции уже «прописалась». Действительно, капелла более десяти лет ежегодно ездит на гастроли в эту страну. У нас там появились постоянные поклонники. С концертами мы объездили практически всю страну. Не были только на островах, бывших французских колониях. В этом году традиционно выступали на Международном музыкальном фестивале, который в 37-й раз проводится на юге страны в Ля Шез-Дье. Его патронирует президент Франции Жак Ширак. Почетным членом феста является известный политик, экс-президент, мэр Парижа Валери Жискар де Стен. Должен заметить, что патронат этих знаменитых политиков — не только на бумаге. Они часто лично присутсвуют на концертах.
Мы исполняли зарубежную и украинскую музыку. Программа была насыщенной и разнообразной. Выступили в девяти концертах. Например, после нашего исполнения «Реквиема» Берлиоза ко мне подошел директор фестиваля и сказал, что с «Думкой» хочет познакомиться Валери Жискар де Стен. Я от неожиданности даже растерялся. Не так часто политик такого масштаба хочет общаться с певцами. Жискар де Стен оказался очень эрудированным, высококультурным, прекрасно разбирающимся в музыке и при этом простым, невероятно обаятельным в общении человеком. На классические концерты ходит не по протоколу, а по душевной потребности. Валери Жискар де Стен расспрашивал меня о капелле, ее составе, о музыкальном образовании певцов, как мы формируем репертуар и др. Он сказал очень лестные для нас слова: «Своим блестящим исполнением берлиозовского «Реквиема» вам удалось постичь французскую душу». Теперь я жалею, что не взял с собой фотоаппарат и не запечатлел эту историческую встречу на память. Кстати, «Думка» выступала и на родине Гектора Берлиоза в Ля Кот-Сен Андре. В этом году во всем мире отмечали 200-летие со дня рождения этого выдающегося французского композитора, дирижера, музыкального критика и писателя. Мы тоже не остались в стороне. Вместе с Симфоническим оркестром Национальной филармонии Украины подготовили программу из произведений Берлиоза. Поверьте, французы — искушенная публика, и тем приятнее было прочесть восторженные рецензии в прессе.
«МЫ НЕ ЗАМЕЧАЕМ СВОЕГО БОГАТСТВА»
— Вы знаете, нашим организаторам фестивалей стоит поучиться, как создавать праздники музыки. Прекрасные афиши, проспекты с подробными данными о коллективах и солистах, о композиторах, исполняемых произведениях, чудесные фотоиллюстрации. Я уже не говорю о четкости работы всех служб, позволяющих не тратить время и нервы на мелочи, а сосредоточиться на репетиции и полностью раскрыть свои возможности перед публикой на концерте. Вот только жаль, плотный гастрольный график не дал возможности «думковцам», например, посетить музей Берлиоза. Я пообещал коллективу, что в следующий раз обязательно наверстаем упущенное. Мы много выступали. Утром приехали, пару часов отдохнули — и репетиция, а вечером — концерт. Мы исполняли огромный репертуар, в частности Симфонию № 9 Бетховена (с подопечными Н. Дядюры); программу «Вокальная музыка святой Руси», произведения Рахманинова, Верди, Дюруфле, Бортнянского, Яциневича, Козака, Станковича, Дычко, Зубицкого и других. Например, выступали вместе с Литовским оркестром. Прозвучал «Реквием» Форе. С дирижером Гинтаросом Ренкявичюсом мы давние знакомые. Коллектив у него прекрасный. Мы вместе исполняли вердиевский «Реквием» и «Времена года» Гайдна. Практически на всех наших концертах а капелла звучали украинские произведения. И это выступления не для диаспоры, слушателями были иностранцы. Тем ценнее, что они прекрасно воспринимали украинскую музыку. Кстати, во Франции наша диаспора небольшая, в основном они живут возле Парижа, Лиона и Страсбурга. Реакция публики для меня неожиданная. Они очень тонко чувствуют музыку. Хотя в французской музыке нет таких чувственных, сентиментальных элементов. Они как народ более горячие, темпераментные, а слушатели вдумчивые, чуткие. Мы привыкли, что украинская музыка берет за душу и не сильно замечаем, что обладаем огромным музыкальным богатством. Многие побывавшие на наших концертах после программ подходили, благодарили, не могли скрыть переполнявших их чувств, признавались, что открыли для себя неведомый пласт в музыке.
После фестиваля в Ля Шез- Дье мы отправились в Париж. Состоялись два концерта в соборе Святого Луи. «Думка» исполнила «Литургию» Рахманинова и украинскую музыку (первое отделение — церковные произведения: неизвестных авторов, Печерско-лаврские распевы, Бортнянского, а во втором прозвучали светские сочинения Яциневича, Козака, Станковича, Дычко, Зубицкого). Публика воспринимала их великолепно. Нам устроили овации, минут десять не отпускали со сцены. А организатор гастролей пригласил наш коллектив приехать во французскую столицу в следующем году.
После Франции «Думка» поехала в Польшу. Мы принимали участие в международном фестивале «Вроцлавское пение». Слушателям представляются очень высокого уровня программы, масса исполнителей с мировыми именами. Наша капелла уже третий раз принимает участие в фесте. Мы дали шесть концертов а капелла (пять программ украинской музыки и один — русская классика, рахманиновская «Литургия»). Каждый раз зал был переполнен. Чудесно принимали, горы цветов. Должен отметить, что аудитория очень квалифицированная. «Думку» поляки хорошо знают. Мы выступали не только в Вроцлаве, с нашим творчеством знакома публика в Варшаве и Зеленой Гуре. Нашими партнерами были музыканты симфонического оркестра филармонии под управлением известного дирижера Чеслава Грабовского.
Мы хорошо востребованы на европейском музыкальном рынке, а вот организовать турне по Украине — проблематично. Отсутствие четкой государственной культурной политики, пропагандирующей настоящее искусство, нами ощущается. Много лет идут одни разговоры. До сих пор нет законов о культуре, меценатстве, не определены финансовые рычаги, регулирующие гастрольную деятельность.
Выпуск газеты №:
№203, (2003)Section
Тайм-аут