Горящая магма свободы
В музее Киевская Крепость до 20 октября зрителей ожидают встреча с живописью и инсталляциями, поэтические вечера и показ кинофильмов
По замыслу куратора Расима Сейдимова, «Магма» — это не простая «проходная» выставка, а фестиваль искусств, который должен стать ежегодным и проводиться каждую осень.
Расположить экспозицию в залах музея «Киевская крепость» — смелая идея, призванная окончательно разрушить элитарную утонченность мира искусства и сфокусировать внимание зрителя на свободном и реалистическом видении жизни художниками, что вполне удалось, учитывая характер творческих произведений и суровую специфику самих помещений.
Сразу же у входа в выставочное пространство зрителя встречает инсталляция с морскими ракушками, вызывающая ассоциации с Аравийским морем, дальше связь с природой продолжают вода и песок (посмотреть на этот объект в действии можно было на презентации), в последнем же зале осуществилась утопичная попытка воссоздать пространство ленд-арта. Нарративная и абстрактная живопись, работы из левкаса и инсталляции дают шанс посмотреть на идею выставки глазами абсолютно разных мастеров, с индивидуальным мировоззрением и уникальным видением. По мере продвижения по залам заинтересованный зритель сможет осознать свое собственное ощущение горящей в недрах души магмы.
Инсталляция «Шелковый путь» повествует о внутренних трансформациях художника, о его личностной реакции на людей и события, а также о типичной для всего актуального искусства теме осознания своих тревог, сомнений и страхов. Автор «Шелкового пути», художник и куратор Русим Сейдимов, так прокомментировал свою работу: «Очень долгое время я занимался живописью, но сейчас мне интереснее выражать себя языком предметов, таких, например, как обрубки стволов деревьев, холстов, бытовых предметов и других объектов, специально окрашенных мною в нейтральный белый цвет. Такой подход позволяет уйти от конкретности и «вещности», говорить со зрителем о вечных ценностях. Я рассказываю об этом обобщенным философским языком. В «Шелковом пути» осмыслено сразу несколько универсальных тем: это и место человека в мире, и экологические проблемы, и мое внутреннее состояние. Инсталляция создавалась мною прямо здесь, в помещении музея, я сделал ее всего за три дня до открытия выставки».
Зрителю совершенно определенно не придется скучать, прогуливаясь по экспозиции. Сумрачно-суровые, символические работы Алексея Малых и чистые, «звенящие» от напряжения спектральные цвета в холстах Вячеслава Странника, кипение огненных стихий в абстрактной живописи Инны Пантелемоновой, аскетичный метаформизм Олега Ясенева создают многоплановое измерение выставочного пространства.
И все же кажется вполне логичным, что в последующих ежегодных проектах фестиваля «Магма» восторжествует более строгий отбор проектов. Это пойдет во благо всей экспозиции, которая, если быть объективным, обязательно должна донести до посетителей выставки ясно артикулируемый мессидж. Уже сама идея назвать фестиваль «Магма» говорит о намерении мощно выплеснуть на зрителя самое глубокое и важное для художников, их видение действительности без фальши и вне стереотипов. Концепция выставки отражена в кураторской идее как «ответственность украинских художников за необходимость постоянного напоминания человечеству: холодный — это вчерашнее, горячий — это признак перемен!..»
При общей целостности концептуальной идеи ее авторская интерпретация, естественно, весьма различна, ведь «Магма» объединила очень разных творцов: Андрея Блудова, Леонида Бернарта, Анатолия Степаненко, Вячеслава Странника, Сергея Алексея, Расима Сейдимова, Андрея Барановского, Татьяну Русецкую и Аллу Волобуеву (Slava Frolova — GROUP), Петра Лебединца, Инну Пантелемонову, Богдана Бурака, Валерия Шкарупу и Марину Шкарупу, Анну Милевскую, Александра Друганова, Темо Свирели, Павла Яковлевича, Алексея Малых.
«Каждый из участников был совершенно свободен в создании своего проекта, — рассказывает куратор «Магмы» Расим СЕЙДИМОВ. — Моя задача была в том, чтобы отобрать работы и гармонично разместить их в выставочном пространстве. Я надеюсь, что в будущем этот фестиваль поможет всем нам найти путь к большей свободе самовыражения художников».
Фоторепродукции предоставлены автором
Выпуск газеты №:
№183, (2013)Section
Тайм-аут