Перейти к основному содержанию

«Говерляна» — тест для сильных

07 июня, 00:00

По-видимому, жизнь стала бы безнадежно серой и прозаичной, если бы не горы и чудаки, которые поднимаются на них при любой погоде. Ветер сбивает с ног, дождь со снегом превращает одежду новичка в губку. Нога скользит на скользком камне и ты приземляешься в глиняную кашу, вытираешь руки о свои штаны и веточки можжевельника и идешь дальше, ибо ТАК НАДО. Кому надо? Зачем? На эти вопросы, как я сама уже убедилась, ответов нет. Можно, правда, объяснить, что под ногами — не только камни, но и богатый ковер крокусов, а вокруг дымят синие горы и от той красоты перехватывает дыхание. Но говорить не хочется. Ибо каждый ищет на Говерле — самой высокой вершине Карпат (2200 метров над уровнем моря) свое. Еще во времена Союза «Говерляна» была одним из наиболее популярных туристских маршрутов. Одни шли в поход на гору, другие — пили около подножия горячее красное вино. Теперь массовыми стали восхождения народных депутатов — на день Независимости Украины и годовщину Конституции. Говерла, говорят, дает шанс вознестись над собой. Как и раньше, сюда приезжают отовсюду студенты. Вот только саму Говерлу никто не спрашивает, нравится ли ей мусор, многочисленные пластиковые бутылки, битое стекло, бумага и т. п. на склонах, на территории Карпатского национального природного парка. Нравятся ли Говерле человеческие жертвы из числа тех самоуверенных, которые пытаются покорить горы ценой… собственной жизни, игнорируя элементарные правила игры в отношениях человека и природы. Вот на днях спасателям пришлось опускать в долину тело студента Луцкого пединститута, который потерялся в горах еще в феврале. Странная смерть. У парня был при себе рюкзак с палаткой и спальным мешком. Говорят, он и не пытался спасти себя. И такое бывает, когда сразу страх парализует волю.

Именно изучению техники выживания человека в экстремальных условиях посвящена экспедиция Сергея Гордиенко, который отправился недавно через всю Украины пешком — от Ужгорода до Севастополя. Стихия, катаклизмы, порожденные естественными и техногенными факторами, побуждают к поиску оптимальных путей выживания, которые были бы доступны каждому, а не только специалистам- спасателям. Исследователь техники выживания — опытный путешественник. Он уже проваливался в ледяную воду во время антарктической экспедиции, не раз бывал на Севере, в тундре. Нынешнее путешествие по Украине — это своеобразная подготовка к осуществлению дерзновенного замысла — перехода через Северный полюс в Канаду. По сравнению с другими путешествиями это — сплошное удовольствие, хотя путешественник преодолевает ежедневно по несколько десятков километров и несет за плечами груз весом до 40 килограммов. Спит в палатке, еду готовит в котелке, деликатесом его меню является салат из молодых побегов папоротника. Можжевельник спасает от цинги. Казалось бы, сплошной дискомфорт для человека, который живет в большом городе — Днепропетровске и привык к благам цивилизации. И какая же награда за это? Чтобы понять и почувствовать это всеми фибрами души, я отважилась впервые отправиться на Говерлу вместе с коллегами. Именно там по предыдущей договоренности была назначена встреча с путешественником. Мы познакомились во Львове. Здесь находится его «оргштаб» экспедиции в лице старого приятеля и коллеги по антарктическим экспедициям Мирона Колодка. Рассказы харизматичных путешественников настолько поразили, что я согласилась на так называемое информационное обеспечение экспедиции. Впрочем, информационное обеспечение — это что-то формально-рекламное. На самом деле же захотелось большего — почувствовать соленый вкус жизни вне рабочего стола с компьютером и телефоном, вне повседневной суеты. Почему бы не начать (который раз!) новую жизнь по случаю профессионального праздника? А награда — новые сюжеты. Их щедро дарил на вершине Сергей Гордиенко, который делает дорожные заметки, фото- и видеосъемки. Например, записал на видеопленку часовой рассказ старика-отшельника, который провел 25 лет в сталинских лагерях, а ныне доживает век в лесной хате.

— Наши люди — это чудо из чудес. Одни готовы терпеть и дальше, чтобы лишь Украина была, другие со зла говорят, что дальше так жить нельзя, нужно браться за оружие…

Сознательно отказавшись от благ цивилизации, Сергей не обделен самой большой роскошью — общением. Рядом с ним начинаешь иначе воспринимать ценности и цены, плюсы и минусы. Для тех, кто чайниками пьют горячее вино у подножия заснеженной (до сих пор) горы он — чудак. А он жалеет тех, кто сидит у телевизоров. Каждому свое, не будем навязывать ни вкусы, ни философию бытия. Прибавлю от себя. Когда на следующий день после моей «Говерляни» мне рассказали «ужасное», что раньше непременно затронуло бы, по меньшей мере, испортило настроение, я лишь рассмеялась. Ибо перед внутренним взором встали крокусы в снегу…

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать