Ихтиандр 45 лет спустя
На Международном фестивале античного искусства «Боспорские агоны» почетным гостем и членом жюри был российский актер Владимир КореневФильм «Человек-амфибия» и роль Ихтиандра принесли В. Кореневу фантастическую славу. Картина стала культовой и побила все рекорды советского кинопроката. После выхода на экран «Человека-амфибии», на актера-красавца с черными волнистыми волосами и завораживающими голубыми глазами обрушилась настоящая лавина зрительской любви. Владимир получал каждый месяц свыше десяти тысяч писем (!) от многочисленных почитателей его таланта. Но, конечно же, большая часть посланий была от девушек, объяснявшихся в любви к актеру. Сколько женских сердец разбито и слез пролито? Ведь Владимир был во многом похож на своего героя — Ихтиандра и любил лишь одну женщину — актрису Алевтину Константинову (свою жену)... Замечательные отношения супруги сохранили на долгие годы. Они вместе работают в театре, вырастили дочь Ирину, продолжившую актерскую династию, и теперь души не чают в своем внуке Егоре...
Ныне Владимир Борисович Коренев — народный артист России, премьер Московского театра им. К. Станиславского. Он преподает актерское мастерство (профессор Института гуманитарного образования), иногда снимается в кино. То, что его помнят и любят на украинской земле, хотя легендарный фильм «Человек- амфибия» в этом году отметил свое 45-летие, доказывали керченцы, встречая Владимира Борисовича бурными аплодисментами на каждом спектакле фестиваля. Эта любовь «бушевала» и на улицах, по которым Владимиру Кореневу приходилось передвигаться медленно, часто останавливаясь, раздавая многочисленные автографы...
Крым для Коренева — родное место. Он родился в 1940 году в Севастополе в семье морского офицера. Отец Владимира Борисовича относился к так называемой морской элите (закончил три академии, в том числе и Академию Генерального штаба, являлся командующим Северного флота, преподавал, знал несколько иностранных языков). Дома у Кореневых была огромная библиотека с солидным перечнем книг по философии. Как вспоминает Владимир Борисович, «отец прекрасно знал труды французских философов, прекрасно разбирался в искусстве, любил театр. В общем, мне было откуда черпать знания и учиться хорошим манерам...»
КЕРЧЕНСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
— В этом году фестиваль оставил у меня очень позитивное впечатление, — признался В. Коренев, который уже второй раз приезжает в Керчь на «Боспорские агоны». — Я считаю замечательной идеей проводить «Боспорские агоны» как этно-культурный фестиваль. Керчь является привязкой к определенному месту, и тут удивительным образом переплетаются древнейшая история и современные проявления культуры. Главная попытка этого фестиваля — вернуть интерес к подлинной культуре, к нашему наследию. Фест, с одной стороны, несет образовательную, а с другой — развлекательную функции. В Керчи чувствуется переплетение времен, эпох, разных культур...
Городским властям Керчи, если подходить несколько меркантильно, очень выгодно иметь свой традиционный фестиваль. Ведь каждый год география «Боспорских агон» расширяется. Зрители получают от спектаклей и встреч с артистами настоящие удовольствие: эстетическое, художественное. А сам фестиваль работает на рейтинг города. Я уверен, что очень скоро «Боспорские агоны» станут престижным театральным форумом, а Керчь приобретет всемирную славу благодаря этому фестивалю, как, например, Эдинбург или Габрово.
ОДНОЛЮБ
— Вы многое повидали в жизни, что вас сегодня радует, а что тревожит?
— Мы живем в сложное время, происходит пересмотр жизненных позиций — политических, нравственных. Мы еще не до конца осознали, что произошло время слома эпох... На смену одной политической формации приходит другая... Любая власть пытается использовать художников как идеологическое «оружие». Но разница в том, что тоталитарная власть делает это грубо и примитивно, а либерально-демократическая поступает хитрее, но все равно то же самое. Рычаги воздействия и те, и другие используют похожие. А творческим людям приходится непросто. Каждый выбирает свой путь. Можно уйти в себя, жить в маленьком кругу друзей, семьи, а можно отгородиться от мира, уйдя из общественной жизни. Кто-то выбирает путь борьбы, собирая вокруг себя единомышленников, идя ради высокой цели на баррикады... Я не политик, а актер, получаю настоящее удовольствие от сцены и как педагог. Учу студентов, пытаясь передать свои знания: жизненные, художественные, нравственные, общественные... Мне кажется, что когда люди старшего возраста говорят, что раньше все было лучше, то они лукавят. Просто они были молоды, полны надежд, а с возрастом ты становишься более критичным не только к себе, но и к окружающим. Нужно научиться не приукрашивать прошлое, а трезво смотреть на то, что было, и реально представлять перспективу. Не все в нашей жизни мне сегодня нравится. По возможности я пытаюсь на своем месте делать так, чтобы за свои поступки не краснеть, и этому учу своих студентов.
— Вы всю жизнь проработали в одном театре. Не жалеете об упущенных возможностях в творчестве?
— Мой любимый и единственный в жизни Театр им. К. Станиславского, где я занят в большей половине репертуарной афиши. Продолжаю сниматься. Этот год был плодотворным в кино (я снялся в четырех картинах). Мне кажется, что должна получиться историческая картина «Виват, Анна Иоанновна!» (кинорежиссер Светлана Дружинина). Она снимает очень тщательно, каждый кадр предваряют репетиции. На съемочной площадке у Дружининой нет серийной гонки. Там собралась первоклассная актерская компания. Сюжет картины повествует об одном из придворных переворотов, когда после смерти императора на русский престол не осталось претендентов по мужской линии. За корону боролись три сестры (одна из них — правительница Курляндии Анна Иоанновна). Семь сенаторов, среди которых был Василий Долгорукий, дипломат, умница, чрезвычайно образованный человек (я играю этого героя) объединились, чтобы выдвинуть на трон Анну, но хотели отвести ей декоративные функции царицы. События фильма развиваются стремительно и сюжет интересно закручен. Я думаю, что лента вызовет резонанс у зрителей. Анну играет Инна Чурикова, замечательная артистка, чудная женщина. С ней работать было для меня истинное удовольствие. Сейчас картину монтируют, потом будем озвучивать. Фильм снимается на киностудии «Мосфильм». В основном съемки проходили в Москве, в Кремле и старинных дворцах, еще сохранившихся в России. Это будет фильм с использованием великолепных костюмов, пошитых по эскизам и в стиле эпохи, величественных декораций...
Зрители меня увидят в четырехсерийном телефильме (пока его рабочее название «Мой ласковый и нежный мент»). Это лирическая, добрая история, без стрельбы. Мы с моим партнером Володей Стекловым играем двух стариков, он — деревенского, а я — интеллигента-горожанина...
В фильме режиссера Игоря Копылова «Там, где начинается жизнь» я играю настоящее чудовище: уголовника-авторитета, сидящего в тюрьме. Он аморальный тип, у которого нет никаких нравственных принципов. Но внешне — человек довольно обаятельный, и на этом контрасте создается характер героя. После таких ролей я физически страдаю, даже болею. В работе все пропускаю через себя, действуя по системе Станиславского — «я в предлагаемых обстоятельствах». Я привык выкладываться, создавая своих персонажей. В моем возрасте работать в полсилы недостойно. Если схалтурю, то что скажу своим ученикам...
Мне кажется, что интерес зрителей должен вызвать фильм о молодогвардейцах («Последняя исповедь»). Он расскажет о событиях Второй мировой войны, описанных Александром Фадеевым в своем знаменитом романе «Молодая гвардия», но с точки зрения немцев, исследующих материалы следствия. Я играю немецкого генерала из старой аристократической семьи, находящегося в оппозиции к фашистскому режиму, к Гитлеру, презирающего пришедших к власти плебеев, но вынужденного принимать участие в этой кровавой войне. Вокруг истории молодогвардейцев за 60 лет появилось много всяких наслоений, она обросла слухами, а в действительности была не такой, как ее описал Фадеев. Кстати, одна из версий самоубийства писателя, что когда открылись архивы, то он не смог пережить неправды, написанной им в романе. Авторы фильма попытались «разгрести» завалы исторической лжи.
— В каких спектаклях вы заняты в театре?
— Играю профессора Преображенского в «Собачьем сердце», Великатова в «Талантах и поклонниках», очень люблю спектакль «Мужской род, единственное число», играю Осипа в спектакле «Хлестаков»...
— А в другие театры играть спектакли вас приглашают?
— Меня уже несколько лет приглашает Олег Табаков перейти во МХАТ, но я не могу уйти из своего театра, поэтому мы решали вопрос об участии хотя бы в отдельном спектакле. Вообще, приглашений много. Масса предложений поработать в антрепризах. Но туда я принципиально не хожу, потому что в антрепризах искусством даже не пахнет. Если «костлявая рука голода» не держит за горло, то идти продаваться туда не имеет никакого смысла. Сегодня, к сожалению, антреприза — это средство для выкачивания денег из зрителей.
СЕРЕБРЯНЫЙ ДОЖДЬ ИЗ... РЫБЫ
— Владимир Борисович, 45 лет тому на экраны вышел фильм «Человек-амфибия», так много значащий в вашей судьбе. Как-то будет праздноваться эта дата?
— Да, этот фильм — очень важная часть моей жизни, но прошло так много времени... Смотрю на себя в «Человеке-амфибии», как смотрят на старые фотографии: мило, мы все такие молодые, красивые... Вспоминаются съемки: прекрасная команда, море, замечательная музыка. Меня радует, что этот фильм остался в истории нашего кинематографа, что он волнует зрителей и уже несколько поколений людей выросло на этой ленте. Интересен феномен зрительского восприятия. «Человек-амфибия», как говорят, «попал» в десятку, хотя были тогда фильмы и лучше нашей картины, но вот именно на эту ленту откликнулись зрительские сердца. Зрителей привлекала романтическая история, самоотверженная любовь, верность, красивые подводные съемки и вообще — неведомая фантастическая жизнь...
Натурные съемки «Человека-амфибии» проходили в основном в Крыму: в море под Балаклавой, Севастополем, в бухте Ласпи. Кстати, специально для фильма мы с моей партнершей Анастасией Вертинской полгода учились плавать в бассейне Института физкультуры им. Лесгафта (в Ленинграде). Для съемок мне пошили костюм из эластичной материи, вручную леской пришили блестки-чешуйки. Нам пришлось много самим сниматься в море, но у меня был дублер. Он помогал в наиболее сложных местах, но большую часть картины я все делал сам. Мы жили на берегу, в палатках, и это самые светлые воспоминания...
— А в момент, когда Ихтиандр со скалы прыгает за кошельком, в котором было ожерелье, это были вы или дублер?
— Это я. А вы заметили, что я под водой свободно ходил? На самом деле это ведь невозможно. Так вот, мне сделали специальные пояс и ботинки со свинцовыми накладками, как у водолазов. Без этого из воды человека просто выбрасывает или разворачивает горизонтально... А вот выйти из моря самостоятельно в таком костюме я уже не мог. Поэтому возле оператора сидел в лодке страховщик с аквалангом. Как только я руку вверх подниму, он ко мне загубник в рот подавал — подышу и вновь снимаем. В кадре я был без маски.
Вы знаете, на глубине тебя поражает абсолютная тишина. Она такая звенящая и только слышишь, как вырывается вверх воздух из акваланга. Рыбы людей совершенно не боятся, а бывали такие любопытные, даже нахальные, например каменный окунь, лупоглазый такой, подплывет и смотрит очень сосредоточенно... Махнешь на него рукой, он отплывет, потом опять подплывет... А разве забудешь, когда в солнечный день на тебя идет стая ставриды! Такое впечатление, словно пошел серебряный дождь: расставишь пальцы и рыбешки проскальзывают сквозь них, и чувствуешь, как вода уплотняется от их присутствия... Когда смотрю на себя в фильме, то понимаю, что молодость — это так прекрасно! Но я не живу прошлым. Мне интересно воспринимать жизнь сейчас: играть в театре, сниматься в кино, учить студентов, воспитывать внука...
КСТАТИ
Известный кинорежиссер Владимир Чеботарев 16 августа отметил свое 85-летие. Мастер встретил юбилей за рабочим столом — он завершает сценарий своего будущего фильма «Сталин и Тухачевский» и полон новых творческих планов, отмечает ИТАР-ТАСС. Владимир Чеботарев — ветеран Второй мировой войны. Окончив в июне 1941 года Ростовское артиллерийское училище, он сразу же был отправлен на фронт и был командиром батареи. После тяжелого ранения поступил во ВГИК, а спустя несколько лет дебютировал фильмом «Сын Иристона». Поистине всенародную любовь ему принесла лента «Человек-амфибия», в которой снимались такие популярные актеры, как Николай Симонов, Владимир Коренев, Михаил Козаков, Анастасия Вертинская. Эта романтическая киноистория в первый же год показа стала лидером советского кинопроката. А песни и мелодии из фильма, написанные композитором Андреем Петровым, до сих пор звучат в концертах, по радио и телевидению. С тех пор, а было это в 1961 году, Владимир Чеботарев создал десятки фильмов, в которых главное место заняла военно-патриотическая тема. Среди его лент — «Батальоны просят огня», «Дикий мед», «Как вас теперь называть».
Выпуск газеты №:
№138, (2006)Section
Тайм-аут