Икономир Александра Охапкина
До 14 февраля можно посмотреть персональную выставку известного художника![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20120209/422-8-4_0.jpg)
В киевском арт-холле «Кайрос» Ольги Богомолец представлена экспозиция «Домашние иконы Александра Охапкина», посвященная 50-летнему юбилею художника.
— «Домашние иконы» — не церковный термин, — подчеркнул Дмитрий Степовык, заведующий отделом Института искусства и этнографии НАН Украины, известный исследователь иконописи и сакрального искусства, — а такая разновидность искусства, которая имеет глубокие украинские традиции и не противоречит канону. Найденные домашние иконы (представлены в Радомышльском центре О. Богомолец) подтверждают, что традиция вплетения в икону образов растений имеет чрезвычайно древнюю историю, за которой стоит естественное человеческое желание приблизить небесное, наполнить сакральное пространство неиссякаемой энергией, теплом и любовью.
По словам исследователя, в Египте, неподалеку от Шарм-эль-Шейха, сохранены старинные иконы аналогичного типа. Они отображают первозданную подлинность, в которой изображения сакрального никоим образом не принято было делать в «серых» тонах, Бог не отмежевывался от природы, которая является творением Божьего замысла. На первозданных иконах мастера стремились воссоздать истинный свет души и духа; те иконы не излучают боли, не отображают мук раскаяния, не призывают к аскетизму и уединению (впоследствии именно эти установки были в основе «канонической» иконописи). В древние времена, до VIII века, иконы были светлыми, подобны тем, которые представлены Охапкиным.
Творения художника насыщены теплыми тонами, соблюдены все правила иконописной колористики (углы икон украшены охапками цветов, маленькими соцветиями или цветами-нимбами). Иконы Александра Охапкина излучают такой теплый свет, который очаровывает человека своей животворностью и заставляет наши глаза тоже излучать свет. Так, Мать Божья предстает в охапке цветов. Растительный код в этом мире — и оберег, и воплощение природного бессмертия, в котором можно видеть отпечатки дохристианской влюбленности в природу, вечный круговорот энергии. Это и та влюбленность, которую излучают поэзии Павла Тычины и Богдана-Игоря Антонича. В этом мире францисканской любви нет смерти, человек не чувствует священного трепета перед Божественным. Человек принимает свет и тепло в свою душу, понимая, что Бог создал человека для того, чтобы он мог оценить его творение. Следовательно, он обретает надежду.
Сегодня работы Александра Охапкина занимают почетные места в фондах Национального союза художников Украины, Государственного музея народной архитектуры и быта Украины, частных коллекциях Германии, Франции, Польши, Канады, Англии, Австралии, США. Его иконы стали украшением многих церквей и соборов в Украине и мире, среди которых церковь Святого Владимира в Париже, собор Святого Юра (Львов), церковь Святого Николая на Аскольдовой могиле (Киев), церкви в Александрии и Кировограде.
Выпуск газеты №:
№22, (2012)Section
Тайм-аут